«Церковь не должна замыкаться от светской культуры»
26.10.2011
Просматривая очередные новости, опубликованные в наших печатных изданиях, натыкаюсь на статью в газете «Новые известия», повествующую о том, что различные российские ведомства, включая РПЦ, хотят стать более популярными, создавая … компьютерные игры.
«Русская Православная Церковь выпустила в начале октября компьютерную игру, посвященную Бородинскому сражению. Эксперты считают компьютерные игры довольно действенным механизмом для привлечения молодежной аудитории, однако отмечают, что в российских реалиях они превращаются скорее в инструмент «распила».
Екатеринбургская епархия выпустила DVD-диск под названием «Помнит вся Россия про день Бородина». Помимо брошюры «История семьи Тучковых и Великая Отечественная война 1812 года», фильма Ивана Пырьева «Кутузов» и увертюры Петра Чайковского «1812 год» на диске представлена игра, в которой школьникам предлагается пройти по полям сражений. Как пояснили в епархии, несмотря на милитаристскую тематику, игра является не «стрелялкой», а викториной. Ее главная цель – «дать уникальную возможность всем поколениям россиян, особенно молодежи, почувствовать сопричастность к судьбе нашего отечества, приобщиться к его ратным и духовным традициям». Ранее сообщалось, что один из священников РПЦ разрабатывает онлайновый квест («бродилка» с заданиями). Игру можно будет вести от лица священника, семинариста, епископа или сестры милосердия, а разворачивается действие в древнем Иерусалиме, Галилее и на Руси до крещения. Персонаж должен вести праведную жизнь, соблюдать заповеди, а взамен – получать бонусы и повышать уровень мастерства. По словам автора проекта монаха Максима, во время прохождения квеста, предназначенного для детей от 10 лет, игроки познакомятся с церковным уставом, историей православия, а также изучат Ветхий и Новый Заветы. Предполагается, что игра, уже получившая благословение высших санов РПЦ, появится в Интернете примерно через год».
Поинтересовавшись у друзей и знакомых, выяснила, а что они думают на сей счет. Мнения разделились: одни считают, что Церковь – консервативная структура, и какие- либо «нововведения» их пугают, другие считают, что Церковь по сути вообще не может использовать никакие новые технологии в своем служении, третьи – что нынешнее развитие общества уже само по себе предполагает распространение современных технологий во все сферы человеческой жизни. Но такое событие само по себе вызвало широкий резонанс в обществе.
Нужно понимать, что любая «новая нотка», используемая той или иной структурой (и РПЦ тут не исключение), – это способ привлечь внимание к той или иной проблеме, которая уже реально существует. Не секрет, что знание истории, литературы, родного языка, да и вообще, уровень культуры в целом по стране находится на угрожающе низком уровне. Подобные технологии, как например создание подобных игровых программ, позволяют Церкви реализовать свое предназначение.
Сейчас много средств коммуникации: и Интернет, и телевидение, и радио, и другие новые технологии, в том числе и компьютерные игры (например, игры он-лайн). И Церковь, наряду с мирянами, активно использует это. Это можно рассматривать как положительный момент, который дает современная цивилизация, потому что это сближает людей, дает возможность через что-то новое познать то, что недоступно, или кажется неинтересным при другой форме подачи материала. Нет ничего страшного в том, что мальчишки, увлеченные компьютерными играми, попутно узнают историю своего народа, прикоснутся к миру культуры и искусства: кто сказал, что видеоигры – это плохо. Любую вещь можно использовать как во благо, так и во зло.
Как не раз отмечал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (еще будучи в сане митрополита): в минувшие два десятилетия наша Церковь освоила новые формы проповеди, в том числе с использованием современных технологий. «В этом отношении мы уже опережаем многих не только в православном мире, но и вообще среди крупнейших религиозных сообществ. В частности, постоянно велась и ведется благовестническая работа через Интернет. Возникли и стабильно работают православные телеканалы и радиостанции, программы и рубрики на светском радио и телевидении». (http://www.patriarchia.ru/db/text/541264.html)
Конечно, как и в любом другом деле, противники РПЦ указывают на некую активность Церкви в этом направлении, как на очередной недостаток, но тут хочется вспомнить слова, принадлежавшие еще Патриарху Алексию II: «Мы часто сетуем на то, что церковные недоброжелатели загоняют нас в конфессиональное гетто, но не замечаем, что, демонстрируя отсутствие желания быть открытыми обществу, мы сами себя загоняем в это гетто». (http://www.patriarchia.ru/db/text/167989.html).
Та «резервация», в которую насильно пытаются поместить Церковь, больше напоминает «музей-заповедник», который вроде как и разрешили сохранить, как «памятник старины», но предпочитают видеть ее за забором огороженной территории, нежели способной быль активными в различных сферах человеческой жизни.
Как подтверждение этих слов можно вновь привести слова Патриарха Кирилла: «Мы знаем о таком замечательном явлении, как патристический синтез, святоотеческий синтез. Это способность синтезировать Божественное Откровение, которое содержится в учении Церкви, с культурной реальностью своего времени. Это фундаментальный принцип — Церковь не должна замыкаться от светской культуры, она не должна от нее шарахаться. Но это не значит, что она должна принимать все, что присутствует в этой культуре». (http://www.patriarchia.ru/db/text/702711.html)
Это, по сути, и есть способность во всем новом, что дает нам современная цивилизация, вычленять именно такие достижения, позволяющие использовать их Церковью для главной своей цели – проповеди о Христе.