"Без церковных песнопений я жизнь не представляю": три истории певчих хабаровских храмов
Информационный отдел Хабаровской епархии14.10.2021
14 октября Православная Церковь празднует память преподобного Романа Сладкопевца: покровителя певчих. Он служил диаконом в храме города Бейрута. Примечательно: святой поначалу не обладал ни голосом, ни слухом. Однажды за это прилюдно осмеянный, он всю ночь молился Богородице. И получил от нее дар: стал не только прекрасно исполнять песнопения, но и сочинять их. Преподобному Роману приписывают более тысячи молитв и гимнов. Среди его творений - акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста. По его образцу составлялись прочие акафисты.
В день своего святого покровителя певчие хабаровских храмов рассказали о том, каким образом они оказались на клиросе.
Алексей Максимов, псаломщик храма святой преподобномученицы Елизаветы:
- В 1995 году я гулял по городу и решил зайти в планетарий. Мне уже было 19 лет, и я помню, как в детстве ходил с мамой в планетарий. Захожу, а там уже идёт богослужение… И так запало в душу: я почувствовал, что это - моё. Бабушка в детстве меня учила креститься. С её помощью я узнал молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся». С того времени началось моё воцерковление. Петь начал в 1999 году, когда отучился на пастырских курсах. Преподавала там Людмила Телегина. У меня не было музыкального образования, но были способности, которые пришлось развивать на практике. Мой путь начался с прихода в честь святого великомученика Георгия Победоносца на Красной речке. Настоятелем там был иеромонах Христофор. Он относился строго к соблюдению богослужебного устава: эта любовь перешла и ко мне. Я стал псаломщиком: за несколько месяцев изучил устав. После такой практики была командировка в село им. Полины Осипенко на восемь месяцев в храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Долгое время пел в церкви святителя Иннокентия Иркутского. Сейчас тружусь псаломщиком в храме святой преподобномученицы Елизаветы.
Людмила Костылева, регент прихода в честь святой блаженной Матроны Московской в Берёзовке:
- Из всех массовых видов деятельности годным для меня с детства явилось хоровое пение. Это было по душе – ощущать себя частью единого организма, который производит прекрасную музыку.
Однажды коллектив нашей музыкальной школы отправился в Хабаровск на хоровой фестиваль. Кроме фантастически вдохновенных выступлений был самый, пожалуй, впечатляющий момент. Ночлег случился в железнодорожном вагоне, поставленном на задворках вокзала. Через стекло вагона, сквозь ночную темень, взгляд скользил по вокзальному забору, перетекал через него и упирался в церковь. О, это весьма интересное здание! Внутри, наверное, как в сказочном теремке…
Только через много лет довелось войти в ту «златокупольную сказку». Вахмин Василий Петрович – первый туда проводник. В девчачьем училище появился славный певчий единственного тогда в городе собора (Христорождественского): осанистый интеллигент с театральной выправкой, да с вопросом – кто, мол, хочет петь в настоящем церковном хоре?
С тех пор вот пою. Спешила на репетиции после учебных пар. На службы бежала снова и снова, когда в выходные студенты отсыпались. Спешила к любимому коллективу, смешливому на репетициях и серьёзно-сосредоточенному на церковных Богослужениях, и всегда по-родственному доброму, но внимательному и готовому помочь. Давно сменился тот первый состав. Приходило в хор много других замечательных людей. Но в памяти навсегда запечатлелся главный – он самый, господин Регент.
Когда есть интерес, и он поддерживается любовью к искусству, завораживающей красотой и величественным глубокомысленным ходом церковной службы, ещё личностью дирижёра, то ощущается огромная радость. И сложности, которые случаются во всяком серьёзном деле преодолеваются легче и быстрее. Запомнить буковки церковно-славянского, научиться слова произносить с правильным ударением – всё требует терпеливой тренировки. В основном всё запоминается постепенно в ходе служб. Главное, быть внимательным к командам дирижёра. Он - ответственный. Но и певчий, не зевай, не отвлекайся на посторонние мысли: будь погружен в богослужения ход. Тогда в совместном сосредоточении духовенства, клироса, прихожан получится гармония, и храм будет наполнен единым смыслом. Каждый почувствует общую молитвенную силу, направленную к Всевышнему.
Анна Хохрякова, регент храма в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Князе-Волконское:
- С тех пор как я стала ходить в храм, это было в 2002 году, меня очень привлекало церковное пение. Я могла петь эти песнопения где угодно, и я даже представить себе не могла, что когда-то буду петь на клиросе, а уж тем более руководить хором. В 2006 году игумен Тихон (Тюрюмин) меня благословил прийти на клирос в храм святого благоверного князя Александра Невского. С этих пор и началась моя клиросная жизнь. Сколько слез мне пришлось пролить, ведь у меня не получалось держать партию! Я пела в храме святителя Николая в селе Николаевка, в Никольском храме при Доме ветеранов города Хабаровска. Помогла мне учёба в Хабаровской духовной семинарии и постоянная практика. Теперь я пою и иногда регентую в воинском храме в честь великомученика Димитрия Солунского в селе Князе-Волконское. Без пения церковных песнопений я жизни не представляю.
Сейчас мой клирос невелик: я и певчая Валентина Петровна. Мы всегда дружно поём. Бывает, шутим. Как-то во время исполнения застрекотали сороки. Я говорю: «Вот нам сороки подпевают», а она в ответ: «Ну не соловьи же!».