Беседа о разном...
Беседовала Елена Глебова20.09.2011
Каждый день жизнь вовлекает нас в различные ситуации, ставит перед задачами, которые требуют от нас определенных решений, ответов на вопросы, поступков, действий. И каждый раз, делая выбор, мы должны руководствоваться верой. Архиепископ Хабаровский и Приамурский Игнатий в своем интервью для газеты "Хабаровские вести" ответил на самые разнообразные вопросы, касающихся самых различных сфер нашей жизни.
— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, коснувшись трагедии «Булгарии», сказал: «если ответственность есть только страх перед законом, то такая схема не работает». Как вы думаете, можно ли быть одновременно агностиком и ответственным человеком?
— Каждый, на кого возложена ответственность за человеческие судьбы, обязан быть человеком глубоко нравственным. Его нравственные принципы должны быть настолько тверды, что поколебать, а тем более сломить их не могли бы никакие испытания. Внутренние или внешние. В душе такого человека должен ясно и четко говорить голос совести, ответственности и долга. А это уже ступени на пути к вере. Ведь что такое долг, совесть? Голос Божий, и, если ты ему следуешь, значит, способен подняться над своими пристрастиями и желаниями. А это первый христианский признак — возлюби ближнего своего как себя. Поэтому ответственный человек — всегда человек верующий, даже если не осознает своей веры, и моя задача — помочь ему это осознать.
Что же касается трагедии с «Булгарией», как это ни прискорбно, скажу: до тех пор, пока в руководителях разного уровня будут находиться люди одержимые корыстью, властолюбием и тщеславием, такие трагедии будут повторяться.
— Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил о победе над коррупцией в органах МВД. Как вы относитесь к такому заявлению?
— Я не слышал таких его слов, но, если это произойдет в России, первым скажу: царство Божье близ нас есть. С коррупцией можно покончить лишь в том случае, когда изменятся главные ценности в душах людей. И тех, кто руководит, и тех, кем руководят. Представьте себе на минутку, что на все руководящие должности страны поставили людей честных. А те, кем они руководят, остались прежними. И к порядочным чиновникам потянутся ходоки, желающие, чтобы их дела рассматривались вне закона и очереди, будут приносить взятки, угрожать... Смогут ли и как долго устоять в таких условиях честные руководители?
Избавить общество от коррупции удастся лишь тогда, когда каждый человек ясно и четко осознает главные христианские принципы: служить нужно, прежде всего, Богу ближнему. И если такое стремление будет, тогда все сложится, придет само собой. «Ищите прежде Царства Божьего и правды его, а все остальное приложится вам». А если нет, никакие социальные программы и самые лучшие законы, финансовые и политические схемы не помогут. Руководители — производная общества, и лечить нужно все общество.
— Некоторые люди носят на шее крестики как украшение. Нормально ли это? И нужно ли носить крест постоянно?
— Нельзя относиться к Святыне, как к украшению. Делать так, все равно, что преступать заповедь Божию: «Не произноси имя Господа Бога твоего напрасно». Когда священник освящает крест, он произносит в молитве слова: «Боже, сделай так, чтобы этот крест имел ту же силу, ту же благодать, которую имел крест, которого касалось пречистое Тело Господа Иисуса Христа». Выставление святыни напоказ — профанация того великого подвига, который совершил Христос. А иметь ли на груди крестик постоянно или нет — для верующего такой альтернативы не существует. Если он у меня на груди, каждую минуту я помню и ощущаю, что Христос всегда со мной, защищает, укрепляет, помогает…
— Часто в церковь приходят как к врачу, если что-то «болит». Нелады в семье, проблемы в бизнесе, экзамены в вузе... Как вы к этому относитесь?
— Не вижу в таких просьбах ничего плохого. Только на этом не нужно останавливаться. И когда проблема решится, обязательно приди и поблагодари. А потом задумайся: «Господь помог, значит, Он есть». А от этого понимания — прямой путь к вере.
— Говорят, когда человек только приходит к вере, его молитвы бывают услышаны быстрее. Так ли это?
— Думаю, чаще всего это так. Когда человек обращается к вере — Господь берет его на руки и вносит в Свой мир, как ребенка. Священное Писание поражает новоначального истинностью, новизной и глубиной, молитва льется пламенно и с радостью, приоткрывается Христос. Но потом Господь отступает, как бы говоря человеку: ты должен научиться жить и ходить сам. Так поступает любящая мать: она носит младенца на руках, ему тепло и комфортно под материнской защитой. Но нельзя всю жизнь держать ребенка при себе, нужно дать ему возможность взрослеть, быть самостоятельным. Да, ребенку бывает трудно. Он падает, больно ударяется. И мать его сначала поддерживает, но потом отходит. Так и Господь: после грудничкового периода Он по-прежнему слышит все наши прошения, но исполнять не спешит, предоставляя нам потрудиться самим. И, тем самым, повзрослеть.
— Хабаровский детский травматолог Александр Родионов не раз сталкивался с чудом, когда ребенок, падая с высокого этажа, оставался невредимым. И на вопросы врача малыши отвечали: «А я не упал, меня кто-то подхватил».
— Может, это удивительно для кого-то, но только не для верующего человека. Когда необходимо, Господь, преодолевая законы физического мира, входит в нашу жизнь. Знаю множество таких случаев, которые назовут чудом. Могу привести два, с которыми сам соприкоснулся.
В монастырь, где я, будучи монахом, нес послушание, приходил молиться молодой человек. Мать его была сильно больна, врачи поставили диагноз — рак мозга IV степени. Это подтвердила и компьютерная томография. Молодой человек забыл о себе, забросил учебу, каждую минуту посвящал умирающей матери, возил ее в коляске в наш храм. Через месяц глубоких, искренних молитв сына женщине стало легче: прекратились боли, она встала на ноги и почувствовала себя вполне здоровой. Врачи были поражены. А когда повторная томография показала, что опухоль исчезла без следа, это назвали чудом.
Второй случай произошел в Афонском монастыре. Помощник игумена задумал построить гостиницу для паломников, но игумен не одобрил предложенное место. Помощник на словах смирился, а в душе нет. И как только игумен уехал по делам, затеял строительство. Нужно сказать, что гордыня для инока — один из самых тяжких грехов. И игумен, вернувшись, указал монаху на это. Но тот не смирился, не захотел прекратить строительство. Дошло до того, что его хотели удались из монастыря, но неожиданно он умер. Похоронили возле стены одного из храмов. На Афоне есть традиция: через год после погребения монаха его прах вынимают, чтобы определить состояние костей. Если они чистые, душа принята Богом. В ином случае кости закапывают еще на год, и так трижды. И, если Господь за это время не принял монаха к Себе, прах погребают на кладбище. И вот после года молитв, открыли крышку его гроба, а оттуда - мощный столб пламени. Стену храма зачернило копотью на высоту до 3-х метров. Это я видел сам.
Актер Иван Охлобыстин — бывший священник. Как часто служители Бога становятся бывшими?
«Бывшим» священнослужитель может стать в двух случаях. Первое — если он избрал неправильный путь, ошибся. Так произошло с отцом Иоанном. Он, безусловно, талантливый человек, творческий, очень эмоциональный. Но избрал не тот путь, и это довольно быстро выяснилось. Святейший Патриарх поступил мудро: он не снял с отца Иоанна сан, но запретил его в священнослужении — до того момента, пока тот сам не определится окончательно: либо вернется в церковь, либо останется в миру. Но, по-моему, дар, данный Господом, он использует во вред себе.
Второе — если священнослужитель попал под искушение дьявола и не устоял. Вот вам случай с монахом, который служил на Валаамском острове.
В монастырь приехала паломница. Монах и девушка познакомились, стали переписываться, она пригласила его в гости. Монах обратился к игумену, тот понял, что начинается дьявольское искушение, и запретил встречу. Тогда монах пошел на обман — попросил отпустить его к стоматологу. Встретился с девушкой, потом женился, хотя давал обет безбрачия. Позже одумался, вернулся в монастырь с покаянием. Но душа его маялась, он опять поддался искушению, снова ушел в мир. Насколько я знаю, сейчас он находится в какой-то секте.
Ну и известный вам пример — бывший епископ Диомид. Совратился в ересь, и что самое страшное — увел за собой людей. Теперь они в такой ненависти ко всем, что общаться с ними невозможно: «Ах, не признаешь Диомида — значит, ты враг, служитель сатаны!» — говорят. Вот так человек и сам погиб, и других ведет к погибели.
— Церковь осуждает самоубийц, раньше их даже хоронили за пределами кладбища. Изменилось ли это отношение сегодня?
— Церковь не осуждает, она соболезнует. И предупреждает всех живущих, что самоубийство — самый страшный грех, который только можно совершить. Жизнь дана Богом, и покушаясь на себя, ты покушаешься на то, что принадлежит Богу. Даже в самом отчаянном положении нужно помнить, что испытания человеку даются по силам его. Нужно помнить, что Господь всегда рядом, Он поможет и укрепит, стоит только искренне обратиться к Нему.
Действительно, Церковь не молится об этих несчастных. Но те, кто остался, - родственники и близкие имеют возможность помочь им. Искренней и глубокой молитвой.
Недавно, на последнем Соборе Русской Православной церкви, принято решение о разработке особого чина — порядка молитв за самоубийц. Скоро этот чин разошлют по епархиям. Так что надежда всегда остается.