Архимандрит Николай (Ашимов): "Когда человек узнает насколько большая наша страна, он начинает по-другому относиться к ней"
31.01.2012
На вопросы отвечает: Архимандрит Николай (Ашимов). 27 декабря 2011 года Священный Синод, рассмотрев вопрос о назначениях архиереев в Хабаровской митрополии, определил быть епископом Амурским и Чегдомынским помощнику проректора по воспитательной работе Московской духовной академии и семинарии иеромонаху Николаю (Ашимову)
Отец Николай, поздравляем Вас с избранием и наречением на Амурскую и Чегдомынскую кафедру. Какие чувства Вы испытывали, когда узнали о Вашем избрании?
Спасибо за поздравление. Действительно 27 декабря 2011 года решением Священного Синода, благословением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я был избран на Амурскую и Чегдомынскую кафедру. А 31 декабря в Храме Христа-Спасителя произошло наречение во епископа богоспасаемого града Комсомольска на Амуре. До сих пор очень трудно понять те мысли и чувства, которые я испытал при этом. Очень необычное состояние.
Когда закончилось заседание Священного Синода, нас, ставленников на епископские кафедры, собрал митрополит Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии. Дав нам необходимые инструкции и, радуясь за нас более чем мы сами, владыка спросил: «Что же вы не радуетесь?» И мы, представив со стороны свои лица, к тому моменту не выражавшие абсолютно никаких эмоций от чрезвычайности всего происшедшего, поняли, что радуемся… Но эта была особенная радость — сопряженная с трепетом перед высотой предстоящего служения, надеждами, упованиями, со смирением. Нечаянная радость - то самое подходящее выражение, которое характеризует все наши чувства и переживания в тот момент.
Особенностью воспитания, получаемого в стенах Московских духовных школ, является чувство ответственности. Любое дело, которое поручается воспитаннику, он обязан выполнить с ответственностью и оправдать оказанное доверие. Именно поэтому администрация Московских духовных школ, воспитатели, мудрые наставники со студенческой скамьи прививают в студентах чувство ответственности за многих, призывают не бояться её. Очень важно не пугаться и не избегать трудных и ответственных послушаний, особенно тех, в которых ты отвечаешь за людей, за собратьев. Дальнейшее служение на церковном послушании дает возможность проявить себя в соответствии с теми жизненными установками, которые были заложены в студенческие годы. Послушание помощника Проректора по воспитательной работе – это один из способов проявить себя ответственным человеком за всех и за всё. Епископское служение – это новый, более высокий уровень ответственности. Конечно, оно всегда многотрудно. И мои переживания сопряжены как раз с большой ответственностью, высотой служения, затратой многих духовных и физических сил. Вот такие чувства переполняют меня ныне.
Что вас связывает с регионом, где будет проходить Ваше служение?
Амурская епархия – это епархия, в которую согласно решению Священного Синода включены приходы Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, имени Полины Осипенко, Солнечного и Ульчского районов Хабаровского края. Среди этих районов есть и те, которые расположены по реке Амур, и те которые считаются приморскими. Эта территория – самая восточная оконечность материка. За ней следует Татарский пролив, начинается самый Дальний Восток России – Сахалин и Курилы. Конечно, с точки зрения жителя Центральной России расстояния здесь огромные! (От Хабаровска до Комсомольска на Амуре 400 километров).
Будучи студентом 2 курса академии я был направлен на церковное послушание в Южно-Сахалискую и Курильскую епархию. Но и после окончания срока этой командировки связь с Сахалином, с правящим епископом, с моими прихожанами и православными жителями острова не прекращается и по сей день. Естественно, жизнь на острове в течение года тогда, во время командировки, дала представление о том, что это за регион, какие люди живут на Дальнем Востоке. Я нес послушание настоятеля прихода в портовом городе Корсаков на юге Сахалина. И благодаря этому служению я смог ближе познакомиться с жизнью людей этого края, с укладом их жизни. Мне кажется, что люди, живущие в районах Амурской епархии, такие же по складу своего характера. Я знаю, что это люди искренние. И моя задача, как правящего архиерея, сделать все необходимое, чтобы не разочаровать их, не оттолкнуть их от Христа и Его Церкви, не обмануть их чаяний и надежд.
В чем особенности этого региона?
Главной особенностью той части дальневосточного региона, на которой создана Амурская епархия, является ее географическое расположение на берегах Амура, главной реки Дальнего Востока. Центром епархии является Комсомольск-на-Амуре с населением 263 тыс. человек. Это второй по величине город Хабаровского края, где функционируют все градообразующие предприятия. В городе развиты авиастроительная, судостроительная, нефтедобывающая и металлообрабатывающая отрасли. По морской границе ближайшим регионом является Сахалин, с севера - Магаданская область.
Еще одной особенностью является соседство с Китаем. Полагаю, что важно показать русскую культуру, красоту русского православия китайцам, проживающим в регионах.
Природа этого края очень красива и величественна. Конечно, удаленность от центра страны, суровость климата данного региона обуславливают малонаселенность этих земель. Из крупных городов только город Комсомольск-на-Амуре, центры других районов – в основном поселки. Огромные территории между центрами практически незаселенны. Соответственно и православные храмы есть только в более-менее крупных населенных пунктах. Всего в новообразованной епархии 12 приходов. Из них пять приходов в Комсомольске-на-Амуре. В беседе со мной Святейший Патриарх поставил задачу увеличить количество приходов в городе и епархии в целом. В связи с этим встает целый ряд проблем: необходимы священнослужители, которые будут возглавлять эти приходы, которые будут заниматься строительством новых приходских храмов и всемерно организовывать приходскую и церковную жизнь в этом регионе. Естественно, нужно будет воспитывать священнослужителей из числа самих дальневосточников. Нужно сказать, что в Комсомольске-на-Амуре много молодежи. Это молодой город. И это облегчает мою задачу. Конечно, прежде всего, дальневосточную молодёжь необходимо привести в церковную ограду, воцерковить, воспитать в ней духовное начало, пробудить любовь к своему Отечеству, своей малой Родине и Церкви Христовой. Естественно, планирую наладить более плотное сотрудничество с Хабаровской духовной семинарией, этим центром духовного образования в нашем регионе, чтобы там воспитывать достойные кадры для нашей епархии. От хорошо подготовленных кадров будет зависеть также и миссионерская работа в регионе.
Какие у Вас планы на ближайшее время?
После хиротонии я планирую посетить Комсомольск-на-Амуре. Пожить там, встретиться с клириками епархии, осмотреться, выяснить, какие дела предстоит решить в первую очередь и что для этого нужно. После этого собираюсь вернуться в alma mater, чтобы собрать команду – тех людей, которые не побояться трудностей и суровости края, но будут полны решимости какой-то отрезок своей жизни посвятить служению общему делу. Думается, любой труд на этой ниве будет полезен. Пользуясь случаем, хочу пригласить студентов и монашествующих в Амурскую епархию для несения церковного послушания. Страшного ничего нет, бояться трудностей не стоит. Потому что везде живут люди, которые помогут, в случае каких-то проблем, каких-то трудностей; везде найдутся люди, которые поймут, которые одной веры с тобой и одних убеждений.
Из своего небольшого опыта служения на Дальнем Востоке скажу, что такая командировка заставляет посмотреть на жизнь совсем с другой стороны. Когда человек узнает насколько большая наша страна, он начинает по-другому относиться к ней, потому что знает, что и за тысячи километров от дома также живут люди. И они русские и православные братья и сёстры в не меньшей степени, чем те, которые живут в Москве, Подмосковье и в Центральной России. Это бесценный опыт служения! И потом, если Бог даст и сформируется команда, то мы все вместе будем с честью трудиться на ниве Христовой.
Отец Николай, Вы много лет провели в академии: сначала Вы учились, потом несли различные послушания. Не жалко ли оставлять родные стены?
А я их не оставляю. В 2004 году, когда меня направили на послушание на Дальний Восток, я думал, что в академию, наверное, больше не вернусь. Но я тогда глубоко заблуждался. Потому что даже будучи в командировке, связь со школой не прерывалась. На Сахалин приезжали не только студенты из академии и семинарии, но и профессора и преподаватели; мы постоянно созванивались с моими друзьями в Лавре; я был в курсе всех новостей в alma mater. Время командировки окончилось, и я вернулся в академию. Так Господь ссудил не покидать эти стены еще в течение шести лет. Всего, с момента поступления в семинарию до сегодняшнего дня, я прожил в обители Преподобного Сергия 13 лет. Считаю, что это большой срок. И, действительно, за эти годы я привык к этим стенам, к людям, с которыми видишься и общаешься каждый день, к укладу жизни. Настолько привык, что одна только мысль о том, что придётся покинуть эти стены, ввергает душу в пучину переживаний о том, что покидаешь что-то родное… Но опять-таки, мой отъезд совсем не значит, что я оставляю родные стены. Я думаю, что если на мое приглашение в Амурскую епархию будут с радостью откликаться студенты, выпускники, преподаватели, монашествующие, то эта связь с академией еще в большей степени будет укрепляться. В среде Преосвященных принято говорить к примеру: «Я – лаврский монах…, а я – даниловский…; я – постриженик такого-то монастыря…». А я с честью могу сказать, что я – академический монах. Даже будучи в епископском сане, я остаюсь академическим монахом. И связь со своей alma mater буду поддерживать на всех уровнях. Потому как нет другого места в Центральной России, где сердце русского человека начинает биться так, как в Троице-Сергиевой Лавре, ну и, конечно же, в Академии, где я надеюсь, меня всегда будут ждать и принимать как родного человека.