"Мы говорили о Христе - и они подарили мне автомобиль"
Юлия Шутова, иерей Максим Дентовский26.07.2011
Есть в русском языке красивое слово роскошь. Границы значения этого слова каждый для себя определяет сам. Зачастую, люди неравнодушны к благосостоянию других. А если этот «другой» священнослужитель? Внимание усиливается вдвойне: оно и понятно, ведь священник своим существованием, своим служением, так или иначе, напоминает нам о Боге. Хорошо, если эти мысли приведут человека в храм, но, чаще всего, осуждая батюшку за машину, квартиру, часы, мобильные телефоны мы пытаемся оправдать свою душевную лень, боимся заглянуть внутрь себя, отмахиваясь фразами, ставшими позорными клише нашего времени: «попы на «Мерседесах» и джипах». Впрочем, финансовый вопрос везде стоит остро, а к церковным средствам внимание повышенное. Для священника, как и для многих, автомобиль — это не роскошь, а, прежде всего, средство передвижения, зачастую просто жизненно необходимое. И все равно, снова и снова, это становится предметом особого осуждения, граничащего порой с ненавистью. И все же, роскошь – понятие неоднозначное, не позволяющее подчас рассмотреть за внешними факторами самой сути человеческой природы. Осуждающих людей большинство. А за что осудить, за машину, или за что иное, не суть важно - повод всегда можно придумать.
Предлагаем вашему вниманию реплику священника Максима Дентовского, оставленную на форуме Епархиального сайта "Наша Камчатка":
.
Есть такая склонность у большинства людей - осуждать и завидовать. В отношении священников это правило работает с большей силой. Почему? Ясно почему. Церковь своим существованием провоцирует человека на ревизию своей жизни, на оценку своей не всегда высокой и светлой жизни. Но поскольку меняться нет ни желания и ни сил - проще увидеть недостатки в служителях правды. А недостатков, ох, как много. И вот тебе алиби и иммунитет от укоров своей собственной совести. К тому же, чем выше сан и положение, тем больший соблазн производят ошибки носителя регалий. Он же по определению должен быть носителем высшей нравственности.
Раз уж повелось говорить о себе - скажу и я. Долго я ходил пешком. А после назначения в Вилючинск, катался туда разными путями, в том числе и автостопом. Длилось это долго, и никого не интересовало, каким способом я добираюсь до места назначения. Однако не было бы счастья, да несчастье помогло. Дорога не близкая, и можно было коротать время с пользой - читал книги в пути.
Как-то общаясь со школьниками, услышал такое мнение, что мол, все попы на джипах ездят, бабок обирают. А я им говорю, что я не на джипе. И вообще, у меня нет машины. Они подумали и говорят, что я еще молод, и все у меня впереди.
После мне много раз в разных местах, разные люди говорили то же самое. И я отвечал заученную фразу снова и снова. И мучила меня в таких случаях одна мысль: "Почему я должен отдуваться за других? Я говорю людям о Христе, а они мне о джипах?".
И так было бы и дальше (я даже и не представлял, что может быть по-другому), если бы не произошло судьбоносное событие: один прихожанин решил поменять свой автомобиль. И он выбросил свой старый в нужные руки. В данном случае - мои Я стал обладателем старенькой "Старлетки". Она, кончено, ездила, но временами ругалась, чихала, возмущалась, а потом и вовсе «сдохла», прослужив мне верой и правдой около года.
А тем временем мне все продолжали говорить про попов на джипах. Теперь я говорил только, что не все на джипах.
Очень интересно было наблюдать, как люди, видя служителя культа, т.е. меня, направляющегося в сторону парковки, заинтересованно наблюдали: в какую из припаркованных машин я сяду. Иногда в зеркало заднего вида приходилось не без смеха наблюдать, как какой-нибудь любопытствующий забегает сзади и вытягивает шею, чтобы рассмотреть, на чем же я поехал.
Потом была другая "Старлетка", доставшаяся мне путем потери. Похоронив отца, я получил его транспорт, оставшийся вакантным. Вот и катался до последнего я на нем.
А тем временем мне все продолжали говорить про попов на джипах. И я отвечал хорошо заученной фразой. Ну, той самой.
А в одном техникуме меня спросили (значит, выглядывали в окно и наблюдали, на какой машине я приеду):
"А это ваша машина или церковная?"
Я ответил, что машина моя, и даже документы имеются. А они мне с укором в мой адрес ответили: "Даже у владыки, машина не своя, а церковная".
А я хотел им про Христа рассказать, а получилось снова про джипы.
И, наконец, кульминация. Весной этого года прихожане собрали средства и подарили мне, чтобы я смог купить себе новый автомобиль. Нет, никаких магнатов, воров в законе и «вне его». Обычные прихожане собрали средства... и теперь у меня новый автомобиль. Не джип. Но все же.
Я не просил их этого делать. Мы говорили о Христе - и они подарили мне автомобиль.