Хабаровск православный Журнал У родителей школьников Хабаровского края есть возможность выбрать модуль «Основы православной культуры»

У родителей школьников Хабаровского края есть возможность выбрать модуль «Основы православной культуры»

Информационный отдел Хабаровской епархии

01.02.2023

В настоящее время в школах Хабаровского края проходят родительские собрания, посвященные выбору модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот курс состоит из шести модулей, и у родителей учащихся есть возможность сделать важный выбор для своих детей - выбрать модуль «Основы православной культуры».

Важно отметить, что этот модуль носит культурологический характер. Его цель — систематическое изучение ребенком православной христианской традиции и приобщение его к православной культуре, мировоззренческому и нравственному аспектам Православия.

Иногда, чтобы отпугнуть родителей от модуля ОПК, подменяют понятия и говорят, что изучение основ православной культуры — это религиозное обучение, но это не так.

Об особенностях пособия нам рассказал протоиерей Борис Пивоваров, доктор богословия, автор учебника по «Основам православной культуры» для общеобразовательных школ.

Отец Борис, Вы являетесь автором учебника по «Основам православной культуры» для общеобразовательных школ. Те, кто не сталкивался с этим изданием, часто предполагают, что содержание этого учебника – курс «Закона Божьего» для воскресных школ. Так ли это?

Курс ОПК вот уже 10 лет входит в состав предметной области, которая называется «Основы религиозной культуры и светской этики». Апробация этого комплексного учебного курса началась в 2011 году. Сначала это были 19 регионов страны. Но, начиная с осени 2012 года, изучение предметов этого комплексного учебного курса стало обязательным в 4-ых классах всех муниципальных образовательных учреждений.

Почему понадобился такой предмет в школе?

Задачи этой предметной области: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьника. Произошло осознание, что духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание невозможно проводить без учета традиций и верований. В этом учебном комплексе есть такой модуль, который называется «Светская этика». Словосочетание светская этика новое и не совсем понятное. Проблема этого модуля заключается в следующем: там просто и ясно говориться, что человек сам определяет понятия добра и зла. Например, человек сделал плохое дело, а ему кажется, что это добро. Как его можно переубедить, если он сам это определяет?

В «Основах религиозной культуры» все гораздо понятнее. Есть добро и есть зло, есть чистота и есть грязь, есть свет и есть тьма. Эта концепция помогает духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. Оно прямо указывает человеку на хорошее и плохое.

Если человеку сказать, чтоб он поступал, как ему нравится, то появляется множество подводных камней. Такое понятие как «свобода» никак не связано с добрыми делами. Если бы свобода помогала человеку делать только добрые дела, то есть выбрать между добром и добром, то все было бы хорошо. К великому сожалению, мы знаем, что злоупотребление свободой ведет к ошибкам – к греху, преступлениям.

Мама убирает от своего ребенка бритвы, спички. Разве она ограничивает его свободу? Она его защищает. Очень сомнительно, когда говорят, что человек должен выбирать свое верование и мировоззрение, когда вырастет.

Учебный комплекс «Закон Божий» был традиционным для дореволюционных общеобразовательных школ. Сейчас он преподается в православных гимназиях, воскресных школах. Иногда он называется «Основы православной веры». Это учебный курс, благодаря которому православные дети православных родителей знакомятся с основами православного Богослужения, Священной Библейской историей, православным искусством, немного с церковно-славянским языком, пением, церковной историей в том или ином объеме. И, конечно, с основами нравственности. В частности, эта нравственность выражена в творениях святых отцов. Изучение Закона Божьего всегда сопровождается молитвой. Те, кто учатся в воскресной школе, имеют связь с Богослужением и всей Церковью. И дома, вместе со своими родителями, они учатся нормам православной жизни.

Все разговоры и нападки на «Основы православной культуры» в школе вызваны недоброкачественными посылками. Вот, будут изучать Библию, будут молиться и прочее. Заставить человека молиться трудно даже самому себе. А заставить современного ребенка делать что-либо очень сложно.

Конечно, когда все это только начиналось, находились активных противники: от Москвы и до самых окраин. Для этих людей понятие «светская школа» означает антирелигиозную. Все это пережитки тех гонений на Церковь, которые у нас были в прошлом веке. Никита Сергеевич Хрущев сказал: «В коммунизм мы религию не возьмем». Но искоренить христианство огнем и мечом, преследованиями и репрессиями никому не удавалось и не удастся. Когда начинаются гонения на веру и на Церковь, тогда у верующих людей вера укрепляется. А, когда в жизни комфорт и удовольствие, то человек может духовно расслабиться. Сейчас мы видим возрождение христианства. Строятся храмы, монастыри, часовни, при высших учебных учреждениях десятки теологических и богословских факультетов и отделений. Есть более полутора сотен православных гимназий по всей России, являющихся общеобразовательными. В большинстве храмов есть воскресные школы. Издается литература, снимаются фильмы. Особенно радостно, что возродились и учредились новые праздники, которые имеют церковно-государственное значение. Например, 24 мая, в день памяти святых Кирилла и Мефодия - День славянской письменности и культуры, День семьи, любви и верности, связанный с прославлением Муромских князей Петра и Февронии, 28 июля - День Крещения Руси, это не только церковный, но и государственный праздник, 4 ноября – День Народного единства, воспоминание об освобождении России в 1612 году от смуты и день памяти «Казанской» иконы Божией Матери. Особый праздник – День Победы, 9 мая. В этот день во всех православных храмах служится не только благодарственный молебен Богу за «пасхальную» победу 1945 года, но и совершается молитвенное поминовение всех усопших вождей и воинов, на поле брани за веру и Отечество убиенных.

Получается, что вся наша культура пропитана Православием. Сейчас все говорят о восстановлении исторической правды. Православие – это же тоже историческая правда?

Православие на Руси существует уже больше 10 веков. Православное просвещение России – это ее Крещение. Поэтому, если убрать Православие, веру, историю и все, что с ним связано, то Россия могла бы превратиться в страну третьего мира – источник сырья нефти, газа. С Православием же Россия остается великой державой: она чувствует свою самобытность, свою историю, свою культуру, свою будущность. Выражение «Святая Русь» не означает, что мы ей только гордимся. Святая – это которая нас хранит. Если наша Родина будет хранить Православную веру, традицию и культуру, то и твердо будет стоять наша страна.

Вы являетесь автором учебника «Основы православной культуры». Он предназначен для светских, нецерковных детей.

Светский – слово очень сложное. Школы бывают государственные, муниципальные и частные. Государственные – это те, которые финансируются из федерального казначейства. Муниципальные имеют своих учредителей – муниципалитет и министерство образования. Школы частные может учредить в частности и православный приход. В муниципальных школах, по статье закона «Об образовании», могут изучаться исторические и нравственные основы, допустим, православной культуры.

В чем изюминка таких учебников?

Концепция очень простая. Если изучаются исторические и нравственные основы Православной культуры России, то для этого предлагается обширный материал: летописи, православное искусство, классическая литература и прочее. На этом материале учащиеся могут изучать исторические и нравственные основы Православной культуры России. В воскресной школе изучаются вероучительные основы: догматика, катехизис, как веровать, как молиться, как жить. А на предмете ОПК: как знать свою родную историю и культуру благодаря этому Православному компоненту. В нашей литературе, в нашей истории, в нашем искусстве родном без Православия никуда. Доброкачественно дать учащимся эти исторические источники и сведения, чтобы они услышали, почитали и соприкоснулись – главная задача. Если они это будут изучать, то будут больше знать и любить и русский язык, и родную историю, и литературу и культуру в целом.



Новости, Отделы, Образование