Хабаровск православный Журнал Рецензия на анимационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Рецензия на анимационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Протоиерей Вячеслав Пушкарев

21.01.2008

Сразу хотелось бы отметить, что этот мультфильм мне, православному священнику, а также моим чадам, понравился. Но для нас в этом фильме открылось много такого, чего нам не хотелось бы увидеть в следующих сериях. Если этот фильм является плодом частного воображения и частного финансирования, то спрос с него невелик: интересно - и ладно, выгодно - и хорошо. Но если в фильм вложены государственные деньги, под государственный же заказ, то позвольте высказать на этот счет мнение верующего человека, священника, отца большой семьи, добропорядочного налогоплательщика и патриота своей Родины.

Сначала - только о хорошем. Великолепнейший план постановки. Изумительное мастерство рисунка и компьютерного моделирования. Безупречное видение (в контексте общей идеи фильма) художниками-аниматорами образов всех героев, прежде всего, главных. Хорошо прорисована сатира на современные соблазны и пороки нашего общества. Очень к месту искрометный юмор, лишенный модной ныне пошлости. Звук и голосовое сопровождение - в самых лучших традициях российской и мировой анимации, кажется даже, что и получше многих хороших западных шедевров будет. Илья Муромский и Алёнушка - так просто загляденье. Одним словом, красота, да и только. Фильм воспринимается приятно для глаза и для слуха. Но…

Теперь о плохом. Если создатели фильма преследуют патриотические цели, то стоит сразу сказать, что американская методика их достижения выбрана ими неудачно. Нет необходимости для утверждения превосходства русского народа использовать приёмы, очерняющие другие народы, как это безо всяких прикрас сделано в данном фильме по отношению к грекам-византийцам. Мало того, что мнение Стоглавого Собора о «лукавстве греков» не являлось мнением всей полноты русского Православия, так и в принципе такое представление о них не имеет под собой особых исторических оснований. Византийцы, как все прочие народы, боролись за лучшую долю для себя и своих союзников, и если начать сравнивать, то поведение русских правительств может оказаться не в нашу пользу. Мы всё получили от греков. Греческая Церковь и греческая православная культура являются огромной частью исторического и духовного основания нашей государственности и народности. Нужно быть им благодарными, а не заниматься необоснованным баснотворчеством и очернительством. Какие бы они не были, но греки нам братья. Потом, не стоит забывать, что всё, что производится в российском прокате, мгновенно выливается на русскоговорящие американские и европейские рынки, которые активно контактируют с грекоговорящим рынком, а он огромен и зависим от нашего кинопроизводства (за неимением своего). Не думаю, что этот малополезный для нас «художественный приём» понравится греческому зрителю, а это минимум тридцать миллионов человек.

Откровенно и неприятно диссонировал с общей «гармонией» образ русского князя, чьи псевдо-глупость, алчность и гордыня, нарочно придуманные авторами, последовательно кочуют из одного фильма в другой и третий фильмы этой серии. Судя по фактам русской истории – продолжение может следовать очень долго и если подобная линия продолжится, то мы, через эту весёлую красоту, приучим наших детей к мысли о патологическом идиотстве российских правителей, которых надо, как минимум, сторониться и не слушаться. Комментарии излишни. Подобная «наука» противоречит православному учению об отношению к власть предержащим, и мы даже просто терпеть такое не должны. Кроме того, большинство наших правителей являются действительно положительными героями своего времени, а об плохих «царях» в подобных воспитательно-культурных проекта, говорить надо по-другому. Если мы этим фильмом воспитываем наших детей, то наряду с ошибками и грехами князей мы должны показывать их расскаянное мужество, недюжий ум, дипломатические способности и военные таланты - все, что было в действительности. Понятно, что мультик - это всего лишь сказка, но «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…». Быть может, на основании этого мультика сложится частица мировоззрения одного из наших будущих правителей, который сейчас ещё в шортиках бегает. Несолидно, необъективно выглядят (очень уместные в данном контексте фильма) сцены вооружённого противостояния одного Ильи Муромского и целой армии греческих легионеров. Такое враньё даже в сказке не смотрится. Надо было уж, каких ни будь десяток сотоварищей Илье приспособить, а не просто кривую вилку в руках князя. Авторское видение этого сюжета выглядит действительно смешно, но приучает к недооценке сил и ума противника, а также к шапкозакидательству, что в условиях исторической действительности крайне неполезно и опасно. Странно, что сами авторы об этом не подумали.

И последнее «но», которое мне подсказал мой старший сын Арсений: «Преподобный отец Илья Муромский был исторической личностью. Авторы с этим фактом явно не знакомы, потому что вложили в уста православного послушника пропаганду языческих суеверий, чего не могло быть априори, ведь Церковь не приемлет суеверия и даже борется с ними. Илия был слуга Божий, а не княжеский, т.к. носил на себе церковное богатырское послушание оборонять веру Христову и верных Христу людей, а в фильме об этом, и вообще о Церкви нет не слова. Это несправедливо, а потому хороший замысел скатился до банального диснеевского мультипликационного мордобоя (»мочилова», говоря современным языком), что сделало фильм пустым, без глобальной полезной идеи, без положительных последствий. Посмеялись и всё». Обратите внимание, юноша это увидел. Странно, что авторы сценария не дали себе труда посмотреть на свой фильм с подобной стороны. Хотя, я не удивлюсь, что они это сделали специально, чтобы…

Если кто-то скажет, что нам не надо идеологических катков от мультипликации, то мы, православные христиане (86% населения РФ), так не считаем. За такие деньги нам смеяться над глупостями неинтересно и неполезно, а значит, в другой раз мы проголосуем против подобных анимационных слюней ногами и другим хорошим людям предлагаем поступать также. Всё, что делается за наши деньги должно иметь свою пользу. К примеру, большинство советских и американских мультиков созданных между серединой 40-х и концом 70-х гг. эту пользу в себе имеют и именно поэтому, они будут востребованы нами во все времена.

Кроме того, нам бы хотелось, чтобы проплаченные нами (в виде налогов и билетных сборов) деньги шли на развитие российской культуры, а потому мы настойчиво требуем от мультипликаторов и продюсеров сохранять лучшие интеллектуальные и духовные традиции нашего кинематографа. Мы требуем развивать российскую мультипликацию (как важнейшее из воспитывающих искусств) через её максимальную (в первую очередь духовную и идейную) востребованность на рынке кинопродукции. Как мне сейчас видится, в этом фильме о славном русском богатыре и духовном герое продюсеры употребили чуждый для нашей традиции подход, который сужает этот рынок до числа зрителей «Аншлага». Это очень мало и увы, не в цель.

Хочется вынуть три капли дёгтя из нашего мёда. Внешне фильм красив и очень талантливо нарисован. Жаль, что не нашлось достаточно соли и сахара, чтобы победить внутреннюю пресность. Хотя кое-что, от «полезного», мне, взрослому человеку, удалось приобрести, посмотрев этот русский анимационный фильм. Это «кое-что» – любовь к родной земле, от которой и духовность, и творческий ум и сила богатырская - непобедимая. Спасибо авторам за красоту и чудный плод труда рук, но в головах всё равно стоит навести порядок.

При подготовке к публикации были использованы иллюстрации сайта »Настоящее кино»


Общество, Культура