По БАМу с верой и надеждой...
Дионисий Селиванов (ХДС)01.08.2011
Уважаемые читатели, вашему вниманию предлагается путевой дневник семинариста Дионисия Селиванова, который оставлял свои впечатления о событиях каждого дня, проведенного в миссионерской поездке по маршруту «Комсомольск – Новый Ургал».
29 июня, среда. Ранее июньское утро встречает нас прохладой. Последние приготовления знаменуют скорую отправку. По благословению архиепископа Хабаровского и Приамурского Игнатия мы отправляемся в миссионерскую поездку с одним из любимейших образов православных христиан – иконой святого Николая Чудотворца. На этот раз состав миссионерской группы был таким: во главе – клирик Елисаветинского храма иерей Олег Разумов, певчий Михаил, я, мой товарищ Максим Базов, тоже студент Хабаровской духовной семинарии, незаменимый человек в любой поездке – повар Екатерина Сергеевна, продавец иконной лавки Марина, и трое проводников.
Вот мы уже едем, прицепленные к пассажирскому поезду в Комсомольск-на-Амуре. Наш миссионерский кортеж включает в себя всего два вагона: вагон-храм, и вагон обеспечения, в котором, мы собственно и расположились, как дома. Именно в нем нам предстояло провести все время пути.
Когда мы проезжали п. Литовко, где поезд останавливался в прошлый раз, Екатерина Сергеевна сказала: «Самый бандитский поселок». Тогда к поезду приходили наркоманы и ругались. В подтверждение этих слов я сам услышал, как на перроне кто-то сказал: «А это, вон, православные».
Горы, сопки. Расцвели саранки, радугой красок пестрят и другие лесные цветы.
Наконец, прибыли в Комсомольск. Там нас встретила моя теща, ласково я ее называю мама Таня. Она одарила нас грушами и мы отправились дальше, в поселок Горин. Раньше место, в которое мы прибыли, называлось «Горюн». Название пошло от реки, на которой стоит поселок. Именно здесь происходит действие романа Н. Задорнова «Далекий край».
В горинское селение мы прибыли около полуночи, и сразу же решили прогуляться по поселку, оглядеться и очертить фронт предстоящей работы. Несмотря на поздний час было еще светло, видимо потому, что здесь все-таки север. Поселок поразил нас своей чистотой и благоустроенностью. Проходим: мемориал, детский парк, скамейки, урны. Несмотря на поздний час, по трассе все еще изредка проезжают автомобили. Среди гула машин уверенно пробивается не совсем трезвый мужской голос, напевающий старую известную песню «Малиновый звон». Таким для хабаровских странников представился впервые ночной Горин. Первое знакомство состоялось.
30 июня, четверг. Утром следующего дня мы отправились расклеивать объявления о приезде миссионерской группы. Народ реагирует достаточно дружелюбно, с интересом.
Пока мы занимались оповещением населения, отец Олег посетил главу администрации поселка, который рассказал, что здесь в свое время хотели открыть православный храм, но не нашлось постоянно окормляющего священника, а здание быстро заняли «евангелисты».
В храм на рельсах пришли три девочки. Они купили свечи, помолились перед иконой «Неупиваемая чаша». Одна из них, возможно, придет креститься (остальные уже крещены).
К вечеру отец Олег решил попытать удачу в ловле рыбы. Приобретя спиннинг, он отправился на реку, а вернулся оттуда уже с уловом – первая щука легка на кухонный стол.
1 июля, пятница. По-прежнему стоим в Горине. Здесь большой вокзал, но проходит только один поезд «Хабаровск-Тында».
Утром крестным ходом прошли по поселку. Нас было мало. Кроме своих, еще двое детей и мужчина, посещающий вышеупомянутую секту, но, кажется, склоняющийся к православию. В этот день мы познакомились с мальчиком-молдаванином по имени Соломон. В Горин он приехал с родителями и старшим братом (возможно двоюродным). Все его родные похожи на цыган, а он русый. Глядя на него, я вспомнил фильм Эмира Кустурицы «Цыганенок», где главный герой был менее всех персонажей похож на цыгана. Мальчик мне понравился. Мать сказала, что он не курит, даже, когда его пытаются заставить одноклассники. Семья Соломона – люди простые и добродушные. Живут в данное время в Тынде, занимаются торговлей по домам. На мой взгляд, нам у них стоило бы поучиться, например, семейной сплоченности.
Мама этого удивительного мальчика рассказала нам, что все ее предки были православными, а Соломон, якобы, ходит к протестантам. Но все же этот, не определившийся и еще мало что понимающий мальчик, способный, наверное, пока только чувствовать сердцем, где хорошо, а где нет, пришел в наш православный храм, покупая свечи, подумывая покреститься. Семья Соломона пришла в храм только под вечер. Помолились, поставили свечи. Чуть погодя, я в компании Соломона отправился на речку. Речка оказалась горной (Горин он и есть Горин). Вода была ледяной, и купаться было невозможно.
В течение всего дня в храм приходят дети. Это радует и удивляет.
В этот день в храме окрестили 10 человек.
2 июня, суббота. Сегодня приходили две пожилые женщины. Очень сокрушались, что нет в их поселке церкви. Потом принесли нам картошки и овощей.
Сегодня крестились еще 16 человек. Общее количество принявших крещение, приблизительно 30 человек. «Целый приход» - выразился отец Олег. И правда, приход здесь может быть организован. О. Олег пообещал поговорить об этом с владыкой.
Пришло время отправляться дальше. Едем в Эворон. На станции нам грозит «причалить» только на седьмом пути. Опытные проводники, уже не раз принимавшие участие в таких поездках, рассказали, что в диспетчерах этой станции сидят старообрядцы и, мол, каждый год чинят мелкие препятствия.
Но после необходимых телефонных звонков, нас переводят на второй путь. Слава Богу! Только представьте, как трудно людям, особенно бабушкам, добираться до вагона-храма.
3 июня, воскресенье. Под звенящими о крышу вагона каплями дождя соборно отслужили Божественную Литургию. Людей собралось много. Приход здесь сильный. По рассказам селян, раз в полтора месяца их навещает иеромонах Николай из пос. Березового. Во время службы многие подпевали. Я и не ожидал, что служба пройдет так, можно сказать, на одном дыхании.
Приятная неожиданность: здесь я встретил знакомую женщину, с которой встретился во время Крестного хода по Вяземскому району.
После Литургии отец Олег совершил водосвятный молебен. После обеда все вместе отправились в крестный ход по селению Эворон. Очень порадовало, что в этот раз нас было человек 20, а может и больше. Идти приходилось по лужам, грязи. Специально для крестного хода староста общины Сергей подготовил доски для перехода. Гостеприимный староста угостил нас карасями и пригласил в отменную баню. Так и закончился этот радостный для нас день.
4 июля, понедельник. В 9.00. утра наша группа отправилась в храм преподобных схимонахов Кирилла и Марии Радонежских. Здесь совершили крещение, молебен и панихиду.
Храм пока еще не достроен, иконостаса нет. Зато есть настоящий колокол. И в целом, очень уютно. Приняли Таинство крещения 8 человек. Одного из крещаемых звали Максимом. И тут наш Максим Базов проговорился, что у него именины. После молебна мы торжественно спели: «Многая лета», а на обеде поздравили Максима еще раз. Запомнилось, как пришла женщина с просьбой освятить аппарат для производства сахарной ваты, «чтобы радовать детей».
Дождя уже нет, но на улице все еще холодно. Отец Олег освящает сельскую амбулаторию.
В конце дня окрестили бабушку с внучкой, обе Анны (младшая Алина).
Время близится к часу ночи, а мы отправляемся в следующий пункт назначения – поселок Амгунь.
5 июля, вторник. Амгунь. Вокзал на станции ничем не отличается от Эворонского (кроме каких-то украшений). Только Эворон строили алтайцы, а Амгунь – пензенцы. Здесь нас выставили далеко от вокзала, загородили товарным составом. До поселка идти еще три километра. Расположился поселок на живописном склоне горы.
Идем по улице: людей встречается мало, но редкие встречные относятся с пониманием, некоторые изъявляют желание покреститься.
В этом поселке есть приход в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина». На молебен пришло всего четыре человека. Обратил на себя внимание мужчина лет 60-ти, отличавшийся гренадерским ростом. Народ – очень приятный.
На крещение принесли трех младенцев. Люди очень возмущались, что пришлось столько обходить, чтобы добраться до храма, даже хотели пожаловаться начальнику станции, но не застали его на месте. Как оказалось, поселок строили в надежде, что он дорастет до станции, но, увы… вот и приходится преодолевать еще полтора километра, чтобы добраться до жилых массивов.
Еще освятили два автомобиля.
6 июля, среда. Несмотря на неоднократные обещания на более близкий и удобный путь, нас так и не переставили. Тем не менее, к 9 часа утра на молебен пришло около десяти человек, многие исповедались и причастились запасными Дарами.
Снова нас радует солнце. Отправились прогуляться на речку. Хорошо: природа, речка, бабочки… но к вечеру небо опять затянулось.
Ложимся спать пораньше, завтра предстоит ранний подъем.
7 июля, четверг. Станция Джамку. Стоим всего один день. Встречает красно-желтый вокзал, рядом стоит школа, построенная в той же цветовой гамме. Расклеиваем сами объявления.
За этот день вагон-храм посетило много людей, в том числе и представители местной администрации. Своим пытливым умом и неприкрытым интересом отличаются дети, постоянно сменяющие друг друга в храме. Им настолько нравится у нас, что они согласились помочь нам убираться в храме. У многих из этих них не отличаются счастливой судьбой, но какие они хорошие! Дай им Бог выбраться!
На небе разлилась двойная радуга. Какая красота! Жаль, сфотографировать не удалось.
Тут же двухлетнюю девочку привел причаститься отец. Слава Богу! Перед самым отъездом служим еще одно крещение. Дети еще долго машут вслед нашему отходящему вагону.
8 июля, пятница. Станция Герби.
Туман. Поселок показался не очень гостеприимным. То ли народ угрюмый, то ли мы уже выдохлись… совсем не видно сопок.
Здешний вокзал строили саратовцы. Но уже все стало старым, облезлым и заросшим.
Приходил к нам железнодорожник – мужчина с волосами собранными в хвостик и серьгой в ухе. Интересовался. Оказалось, что его жена буддистка, а он тяготеет к Православию.
Забегали дети, но не такие активные, как вчера. Здесь нужна серьезная раскачка.
Связи по-прежнему нет. Пасмурно. Гремит гром. Отключили свет.
В этот день окрестили 10 человек. Все младенцы во время совершения таинства очень кричали, потому что я забыл подогреть воду.
В завершении дня отец Олег освятил кассу.
9 июля, суббота. Станция Сулук. Удивился, почему вокзал такой маленький. Как оказалось, большой вокзал стоит давно заброшенным. Поселок стоит на горе, но несравненно ближе, чем Амгунь. Объявления о нашем приезде расклеили еще до нас.
Льет дождь. Улицы серые.
Вспоминаю женщину, которая сегодня к нам приходила с рассказом о колдунье-соседке, которая ей регулярно пакостит, а та в свою очередь защищается молитвой, благодаря этой борьбе женщина и выучила многие молитвы наизусть. Дети тоже прибегали. Здесь они более любопытные, чем в предыдущем селе, но тоже мало просвещенные.
Поезд отправляется дальше, даже несколько раньше запланированного времени. Проезжаем тоннель, при строительстве которого погибло более 1400 человек. Заупокойную литию служили, прямо, во время прохождения поезда через тоннель. Господи, упокой души рабов Твоих замученных «на месте сем и на иных местах мучения».
Закончился день просмотром фильма «Русский бунт».
10 июля, воскресенье. Станция Солони. Маленький поселок с красивым вокзалом и еще более шикарным заброшенным клубом. Строили таджики, поэтому выполнены все постройки в соответствующем стиле: орнаменты в виде коробочек хлопка.
Сам поселок расположен на склоне сопки. Дорогу, ведущую в поселок, сопровождает тротуар, вымощенный плитками. Повсюду заброшенные дома.
С утра иерей Олег совершил Божественную Литургию. Следом, состоялось крещение одного малыша.
Как и в прошлом селе прибежали мальчишки. Хорошие ребята, очень любознательные. Вечером состоялся просмотр фильма «Старик и море».
Ночью побывали в Ургале. Об этом населенном пункте удалось узнать, только то, что вокзал строили представители Украины. Здесь мы запаслись чистой водой.
11 июля, понедельник. Станция Алонка. Поставили нас против погрузочной платформы.
Этот поселок строили молдаване. Поселок небольшой, повсюду снуют козы. Посредине, как и везде здание-монстр, должное объединять администрацию, дом культуры и пр. Как ни странно, в клубе мы обнаружили молельную комнату, и даже воскресную школу. Народ здесь собирается, приезжает священник из Ургала. В воскресную школу ходят, как это обычно бывает в основном дети до 12 лет. Встретили нас с радостью 4 женщины, которые потом исповедались и причастились.
На крещение в этот раз никто не пришел. Дети тоже не прибегали, хотя играли совсем рядом с вокзалом.
Вечером снова пришли сестры во Христе, помолились с нами на вечернем правиле. По их просьбе, в честь наступающего праздника прочли акафист Первоверховным апостолам Петру и Павлу.
12 июля, вторник. Станция Этыркэн. День памяти святых апостолов Петр и Павла.
Утром служили Божественную Литургию, предварительно обойдя поселок.
Вместе с нами прибыл медицинский поезд «Терапевт Матвей Мудров».
Поселок произвел двоякое впечатление. С одной стороны - заброшенные дома, вокзал с обваливающейся штукатуркой с другой – живость и многолюдность. Люди приходили регулярно: из поселка и из «Мудрова». Покрестили троих детишек. Они были последние, кто приняли Таинство во время этой миссионерской поездки.
После Литургии, мы дружно сели за стол и разговлялись. Екатерина Сергеевна, как всегда, приготовила великолепный обед. Попрощавшись с «миссией Мудрова» наша миссия отправилась в обратный путь.
13 июля, среда. Обратный путь ролегал по другой ветке БАМа, где уже не было таких красот, хотя разве может природа быть некрасивой. Крупных станций тоже не было, кроме Тырмы, где есть свой священник. Поэтому в этот день мы отдыхали от миссионерской работы. К сожалению, поезд периодически «застревал» на маленьких разъездах. Но благодаря этому состоялась самая интересная встреча за всю поездку. На станции Брусит мы «застряли» окончательно, и тут оказалось, что помощником машиниста на нашем поезде едет бывший певчий Иннокентьевского храма, живущий теперь в Ургале. Потом выяснилось, что на другом составе, остановившемся на станции едет другой певчий. Ребята, не видевшиеся больше года зашли в наш храм, приложились к мощам святителя Николая и спели с нашим певчим Мишей тропари на три голоса. Не иначе, как святитель Николай устроил такую встречу.
В город мы приехали уже глубокой ночью, и полные впечатлений разъехались по домам.
Фоторепортаж: Ссылка