Хабаровск православный Журнал «Основы православной культуры» и патриотическое воспитание молодежи

«Основы православной культуры» и патриотическое воспитание молодежи

Пошина Н. С.

28.11.2006

События последнего времени в Хабаровском крае: Дальневосточный съезд православной молодежи, международная конференция Христианство на Дальнем Востоке и вот теперь уже вторые  Свято - Димитриевские  образовательные чтения, в которых приняли участие представители власти, светских учебных заведений совместно со священством и мирянами Хабаровской епархии, во многом свидетельствуют о взаимопонимании и общности взглядов,  на те проблемы, которые связаны с нравственным   воспитанием молодежи, формированием ее активной гражданской и патриотической позиции.

При общности оценок происходящих процессов,  существуют некоторые нюансы, касающиеся того, какими путями можно прийти к решению назревших в обществе проблем. Не один год  в стране  ведется  дискуссия о введении в образовательный курс  предмета  «Основы православной культуры».  В 15 регионах России «Основы» спокойно и безболезненно вошли в жизнь начальной, средней школы, средних и высших светских образовательных учреждений.

Это уже  не эксперимент, а долгожданное  обретение своей исторической памяти. Ведь, если говорить в целом о русской культуре, начиная с этапов ее возникновения и формирования,  не была ли она изначально православной.  «Нашей первой  книгой, пишет исследователь Юрий Лошиц, нашим заглавным  древнерусским чтением, литургическим, а потом и домашним стало Евангелие- самая первая книга христианского мира». Наша письменность создана православными миссионерами Кириллом и Мефодием, нашим первым художником был иконописец Алипий, и первое литературное произведение  «Слово о законе и благодати» написано митрополитом Илларионом.  И неизвестный автор «Сказания о Борисе и Глебе», по сути, является родоначальником жанра агиографии- жития святых,  по которым учились не только читать,  но и строить жизнь исходя из правил  христианского благочестия и тех нравственных идеалов, которые несло христианство. И далее в лучших  достижениях наша культура   была и остается православной - сотерологической культурой и  наша задача выпустить ее из клетки отживших догм, сохранить ее, не превратив для будущих поколений в музейный раритет.

Никому, надеюсь, в голову не придет вычеркивать из нашей культуры имена  Андрея Рублева, Дионисия, Симеона Полоцкого, одного из основателей первого высшего учебного заведения, «Славяно - греко римской академии, из которой, кстати, вырос Московский университет, Ломоносова, Державина, совершенствовавших русский язык  поэтическими переложениями псалмов, а также Пушкина, утверждавшего, что нашей историей мы обязаны русским монахом. Можно и дальше продолжать список выдающихся создателей русской культуры Глинка, Рахманинов,  Гоголь, Достоевский, художники  Виктор Васнецов, Нестеров, философы Иван Ильин, Алексей Лосев,  наши современники писатели Василий Белов,    Валентин  Распутин, композитор Георгий Свиридов - и это лишь часть огромного континента - имя которому культура спасения,  православная  культура.

Россия строилась и продвигалась сюда к Тихому океану глубоко православными людьми. Это подчеркивает наша ДВ топонимика. Петропавловск, Благовещенск. Богородское, Троицкое.  Названия городов, поселков, и даже  оборонительные бастионы  назывались именами почитаемых святых: батарея святителя Николая Чудотворца, (мыс Куегда), форт Архангела Михаила. Православными были наши первопроходцы, строившие церкви и остроги в Якутии и Сибири, исследователи ДВ капитан лейтенант Геннадий Невельской, купец Григорий Шелехов, (мечтавший потихоньку святую Русь завести). И, конечно же, особая роль в  просвещении   коренных жителей новых Российских земель принадлежит  этим гигантам духа, высокообразованным людям, выдающимися миссионерам  Иннокентию Иркутскому, создателю письменности многих северных народов апостолу Америки, Сибири и Камчатки Иннокентию Вениаминову, апостолу Якутии Дионисию и многим, многим  православными людьми, о которых сам народ, назвавший себя христианским - крестьянством) слагал краткие и мудрые поговорки:

«За веру и честь, хоть голову снесть», «Жить -  Богу служить»,  «Жив Бог, жива душа моя», «Живи так, чтоб не от Бога греха, ни от людей стыда».  Ум Богом просветляется. сердце любовью согревается».

На протяжении тысячелетия Россия развивалась в рамках православной культуры - суть, сердцевина, которой, как спящее зерно в земле продолжает жить в нашем языке «Спасибо - что прежде звучало как спаси Бог твою душу». Идея спасения души, сам концепт души утвердились в сознании и  жизни русских христиан и привели к созданию великой культуры  сотериологического типа.  Сотерио - спасение. В этом  уникальность отечественной культуры и  присущие только ей качества. Уже в Киевской Руси до монгольского ига христианство было усвоено как религия любви. Великий киевский князь Владимир Мономах в своем поучении детям «осуждает  гордость и суету, видит в природе красоту и Славу Божию, высоко ценит молитву, советует быть ко всем людям доброжелательным».  Не проходи мимо любого, не приветив его, скажи ему доброе слово».

Это ли не лучшие черты, воспитанного православием национального характера, отзывчивость, готовность прийти на помощь. Часто ли мы преподносим нашим детям эти уроки мудрости?  А ведь замечательный русский философ  Иван Александрович Ильин, говоря о воспитании любви к своему отечеству, т. е патриотизму напоминал, что «начинать надо с языка, за тем  песня, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия, территория, хозяйство.  Вот оно руководство, готовый Конспект образовательной программы.

«Россия, Русь, храни себя храни». Завещал нам своим современникам поэт Николай Рубцов. А что же на деле?

Не будем сейчас говорить о тех исторических событиях, которые оторвали многие поколения русских людей от основ своей культуры. Но вправе ли мы повторять трагические ошибки, не видя,  не откликаясь на вызовы времени. «Мы живем под собою, не чуя страны», писал  в 30 е г. Осип Мандельштам и эти слова могут стать эпиграфом нашего времени. Мы удивляемся, почему дети мало читают, да потому что жизненная правда классической литературы не воспринимается ими на фоне реалий жизни, пропитанных  духом иной, чуждой  культуры, активно  и успешно насаждаемой. Цивилизационная борьба, это не эффектный термин, это реальное противостояние существующих культур. Мы считаем, что живем в христианской цивилизации. Об этом напоминает нам и наше летоисчисление,  и жизнь церкви и миллионы верующих  в различных странах. Но путь апостасии, по которому уже не одно столетие идет запад  привел к созданию культуры антипода, той, которая создавалась в России. Западная, эвдемоническая культура , с ее  провозглашенным «культом счастья»  усиленно пропагандируется всеми СМИ  и уже победно шествует в нашей стране. Крайняя субъективность, неопределенность этого  термина « Счастье», позволяет трактовать его как угодно, но чаще всего с  индивидуалистских, эгоистических позиций.

Западная эвдемоническая культура, породила свою молодежную субкультуру, которая носит характер оргийной. К ней относятся современные танцы,  конкурсы красавиц, дискотеки, ночные клубы, особый стиль одежды, манеры поведения, ей свойственно повышенное эмоциональное состояние, отказ от  всяких этических и нравственных норм, пренебрежение к жизни, она губительна в своей сути и уже не стыдится этим бравировать. Символом популярности наших звезд, становится количество изломанных залов, вдумайтесь, фанаток - девочек взрезавших себе вены на концерте. Об этом с телеэкрана вещают наши  деятели шоу- бизнеса. ( Дробыш о Белоусове). В традициях этой культуры возможны фестивали порнографических фильмов,  день открытых дверей всевозможных эротических клубов,( 18 ноября хотят объявить таким международным  праздником) парады содомитов, педофилия. Осмеяние целомудрия, поругание  честного труда, достойной старости, уважения к знаниям и как следствие жажда все новых и новых острых ощущений. Алкоголь и наркотики органически присущи этой культуре.

Если идеал отечественной–сотериологической  культуры  есть   совестливость, крепкие дружеские и семейные отношения, основанные не только на правах, но и  обязанностях, воспитанных с детства, то в основе западного эвдемонического типа культуры лежит стремление, любой ценой достичь удовлетворения своих желаний, сиюминутного земного благополучия.  Образцом становится человек успешный. На пути к  успеху все сдерживающие моральные принципы, все «табу» отбрасываются как ненужные. Дети - мешают карьере. Старики- родители   материальная обуза. «Ты лучше», «ведь ты этого достойна», «Оторвись по полной» эти рекламные слоганы не столь безобидны, как нам кажутся. Ведь они рекламируют не товар, а  образ жизни. В их завлекающих призывах  формируются  тот мир, в котором воровство - называется  теневой экономикой, преступная банда - бригадой, убийца, душегубец- киллером, блуд гражданским браком. С новыми словами в жизнь входят и новые понятия, они становятся привычными, как металлические решетки на окнах и дверях, как те игровые салоны, которые множатся в нашем городе и формируют новую напасть, получившую имя «лудомании».

Недавняя антинаркотическая акция «приводит следующую статистику» За последние годы смертность от наркотиков увеличилась в 42 раза, количество употребляющих наркотики 32%, все наркоманы  инфицированы ВИЧ и гепатитом с, добавьте к этому 4000млн. ежегодных абортов,  сотни людей погибших от суррогатного алкоголя -  можно смело делать вывод на территории страны идет необъявленная война против нашего народа. Кстати, производство наркотиков в Афганистане, по утверждению журналиста международника, является частью спланированной программы  по уничтожению неверных, т.е.  нас россиян, носителей православной культуры.  Под внешней коммерческой стороной распространения наркотиков  скрыта  геополитическая подоплека.

Вот чем чревата подмена культурной доминанты. Незнание, отрыв молодежи от  своей культуры,  делает ее беззащитной перед всякого рода  сектантами, создает духовный  вакуум,  в котором разврат именуется альтернативной формой семьи, а убийство нерожденного младенца нравственно, дабы не плодить нищету.

Формально наши  школьницы могут написать сочинение о любви пушкинской Татьяны, но меж собой считают ее  верность мужу смешной. В своей личной жизни они  поступили бы иначе. И может быть, потому, что современным подросткам и детям мало знакомы имена Бориса и Глеба, (первых русских святых страстотерпцев)  а вместо  Ильи Муромца, Михаила Черниговского, Александра Невского, Александра Суворова  их героями становятся всевозможные монстры, Бетманы, Шреки, Рембо. Может быть,  и  поэтому  подростки  уже  не знают имени А. Матросова, подвига молодогвардейцев,  им становятся малопонятны жертвенные подвиги солдат Великой Отечественной войны. Зачем А. Матросову бросаться на амбразуру. З. Космодемьянской поджигать никому не нужный сарай.

Циничный прагматизм открыт и простодушен. Эти примеры не надуманы мной, занимаясь журналистикой и преподавательской работой, приходится  беседовать  с подростками. И многие вполне искренне считают, что лучше бы немцы одержали победу, жили бы сейчас как в  Германии, цель других, одаренных, талантливых  наших детей  получить профессию и, наконец, уехать из России.  Как это противоречит духу тех русских, которые,  проживая в «благополучных  европейских странах, в своем вынужденном отрыве от России мечтают хоть после смерти быть упокоенными в родной земле. И эта неистребимая любовь к своей стране  была воспитана и поддерживалась православной  верой. С утратой религиозного духа истончается связь с земным Отечеством, своей Родиной, опрокидывается прежняя шкала ценностей, сдвигаются вековые ориентиры.

 «А ведь без зачатков священного и прекрасного нельзя пускать человека в жизнь», писал Ф.М.  Достоевский. Эти слова в буквальном смысле овеществляются для меня  в занятиях экспериментального курса с чуточку измененным названием: « Основы Отечественной культуры»  И, если на первых уроках почти треть  потока утверждает, о своем происхождении от обезьян, в конце, когда после получения зачета они  дают оценку,  пройденному  материалу появляются такие строки:
Рита (русская) 15л.,  музыкант: Многие ребята воспитываются в атеистическом мировоззрении, все, что касается души, считают глупостью. Они делают дурные поступки, не задумываясь, что зло к тебе вернется. Я бы предложила преподавать это предмет в школах, потому что он открывает много нового и интересного о нашей России».
Виктория 14 лет (кореянка) Вначале я думала. что это мне ненужный предмет, но потом поняла, что он объединяет многие гуманитарные науки, а главное открывает смысл уже известных вещей, воспитывает личные качества, обогащает мой внутренний мир.
Константин: 17 лет (еврей)  До этого я ничего не знал о русской религиозной культуре, и вначале мне все не нравилось, но потом, когда я стал записывать и вникать, я открыл для себя много нового, это интересные и полезные знания. Они нужны для дальнейшего развития.
Настя: 18 лет (украинка)  С открытием этого предмета в моей жизни частично поменялся и кругозор и мое мировоззрение, я считаю это важно Мне кажется это предмет необходим подросткам, он во многом помог бы им разобраться в себе, понять,  как это позорно ничего не знать о Боге, Библии. Мне как будущему художнику эти знания просто необходимы.
Роман: 18 (татарин) Я открыл для себя особый мир, заложенный нашими предками, ведущий человека по ступеням развития как духовного существа»  (Всего получено 55 отзывов).

Так почему взрослые, озабоченные судьбой страны люди, противятся возвращению к своим основам, к чистым истокам. Почему, возмущаясь  растленностью печатных и электронных СМИ,  мы тратим энергию не на борьбу с этим агрессивно наступающим злом, а на то, чтобы наши дети выросли, так и не узнав имена своих святых и героев. Почему  так легко укореняются в нашей жизни всевозможные  кладбищенские «Хелоуины» и праздники святого Валентина,  почему для нас самих, а стало быть, и для детей мерилом всех  достоинств становился материальный успех, а  целью жизни, оплаченные праздные развлечения.

И не конкурсы красоты нужны, не пошлые копии смехопанорам, не  бесплатные шприцы и презервативы  нужны нашим детям  а мастерские и кружки, спортивные секции и исторические клубы, творческие коллективы, укорененные в традиционном народном духе. Многие ли из нас могут спеть хоть одну русскую песню, а ведь не так давно ни один семейный праздник не обходился без  такого  духовно объединяющего момента. В семье моих родителей, воспитавших 4- х детей, за  общим столом собирались в первую очередь, чтобы попеть, а не попить. И в этом тоже проявлялась та традиция, которая имеет тысячелетнюю историю.  Возвращаясь в лоно своей  родной культуры,  мы возвращаем молодежи чувство братства, дух оптимизма, понятия долга, чести, подлинной,  а не расчетливой и продажной любви. Пусть каждый задаст себе вопрос, в каком окружении он хочет жить через 5, 10 лет. В обществе маргиналов, безжалостных, расчетливых дельцов, манкуртов без роду и племени?  Конечно же, нет. Вот поэтому мы сегодня и говорим о православной культуре. Ведь культура в переводе с латинского это возделывание, православная культура это культура возделывания народного духа.

Да это сложно, как и любое восхождение, движение к святыням, вершинам культуры потребует терпения, знаний, веры. Но я уверена, что уже есть в городе и крае  такие волонтеры, которые готовы  сесть за эти столы  и под духовным водительством преподавателей Хабаровской семинарии  изучать, познавать  и нести нашим детям основы отечественной православной культуры. (И пусть мое предложение о создании  такого рода учительских курсов будет записано в протокол). Россия должна сосредоточиться, особенно здесь на Востоке, на стыке «цивилизационных плит».

Возникновение новых этнических потоков, более четко организованных в своей национальной группе,  недвусмысленно напоминают нам об этом.  Что мы русскоязычное население можем противопоставить китайской экспансии, увеличивающимся в своей численности  диаспорам среднеазиатских и закавказских народов. Свою дряблую волю, свое равнодушие, свое пренебрежение к духовному наследию, свое неумение и нежелание  объединяться в защите своих прав, национального достоинства, своих нравственных ценностей? Кто то сказал, что Великую отечественную войну выиграли не только воины, солдаты, но и их учителя, носители великого духа нашей православной культуры (вспомните героев к/ф «Уроки французского», «Завтра была война».)

Мы должны знать, что есть в молодежной среде достаточно заметная часть, сознающая себя нужными и полезными для своей страны. Эти ребята  идентифицируют себя с теми, кто бился в русских полках на Куликовом поле, кто  прошел дорогами войны, кто, отправляясь в кавказскую командировку, принимает крещение и не снимает креста даже под угрозой смерти. А время кончилось, «остались только сроки» некогда сказал поэт. От того сможем ли мы это понять,  не уклониться, не дезертировать с поля битвы, которым является душа человеческая,  зависит наш завтрашний день,  будущее  наших детей здесь на российском Дальнем Востоке.

Об авторе:
Н.С. Пошина,
председатель ХККПО «Общественное собрание», лауреат премии им. Я Дьяченко


Общество