Хабаровск православный Журнал О влиянии Церкви на формирование патриотического миропонимания в молодежной среде

О влиянии Церкви на формирование патриотического миропонимания в молодежной среде

Диакон Антоний Полоник

29.04.2010

I
Какое отношение Церковь имеет к теме патриотизма, а тем более к вопросу формирования миропонимания у молодежи? Можно ли мы вообще формулировать таким образом саму тему доклада?
Чтобы определить место Церкви в формировании у молодежи и в целом у россиян патриотического чувства, необходимо рассмотреть природу самого понятия патриотизма – любви к Родине.
Хотелось бы оттолкнуться от глубокой мысли великого русского философа Ивана Ильина, который говорит: «Ничто, взятое само по себе, в отрыве от духа, – ни территория, ни географическая обстановка, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни хозяйственный уклад, ни язык – ничто не составляет родину, не заменяет ее и не любится патриотической любовью. Ибо все это, взятое в отдельности, подобно – телу без души, или колыбели без ребенка, или раме без картины; все это есть не более чем жилище родины, ее орудие, ее средство, ее материал, но не она сама. Все это необходимо ей; все это через нее и через ее жизнь получает высший смысл и священное значение, но она сама больше всего этого».
И далее Ильин раскрывает понятие «Родина»: «Родина есть духовная реальность. Чтобы найти ее и узнать, человеку нужна личная духовность. Это просто и ясно: родина воспринимается именно живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишенный его, будет лишен и патриотизма».

II
Суммируя многовековой опыт русских мыслителей, Иван Ильин совершенно точно определяет содержание понятия «патриотизм». Итак, рассмотрим его по пунктам:
1. Родина, любовь к ней – есть понятия духовные. Достаточно сложно определить, что значит духовное. Но можно несколько утрировано сказать: духовное, значит внутреннее, исходящее изнутри, из сердца человека; а не от рационального мышления и логики.
2. Чтобы проникнуть в глубину такого понимания родины и стать сопричастным ему, необходимо иметь личную духовность. И причем не просто некую отвлеченную духовность, не привязанную ни к чему, а духовность созвучную духовности родины.
3. Чтобы достичь этого, необходимо духовный опыт родины сделать своим личным опытом.

III
Возникает вопрос: какова же духовность нашей Родины? Как она формировалась, каковы ее отличительные черты?
Обратимся к отечественной истории. Не особо вдаваясь в подробности, отметим, что процесс создания Российского государства совпал по времени с фактом Крещения Руси, что стало определяющим в его формировании. Православное мировоззрение глубоко пронизывало все сферы жизни русского человека, т. е. формировало его миропонимание, мировоззрение, наполняло его жизнь содержанием и смыслом.
Это прекрасно иллюстрирует наша русская культура. Большинство писателей, художников, композиторов, мыслителей – люди православного мировоззрения, выражали в своем творчестве свою православную духовность. Особо подчеркну, мы говорим сейчас не об их религиозности, а об их восприятии мира, жизни, об их культуре.
Да, предки наши были православными. Но уместно ли говорить, что православное мировоззрение, Православие вообще является духовной реальностью для России сегодняшней?
К сожалению, годы безбожного правления не прошли бесследно для нашего Отечества. Прямым следствием атеистического террора, обрушившегося на народ и Церковь, является нынешнее нравственное состояние нашего общества. Однако преемственная, духовная связь поколений не утрачена окончательно. Россия остается верна христианской идее
Социологические опросы показывают, что более 80% жителей России считают себя православными или связывают себя с православной культурой. На Дальнем Востоке этот процент меньше, но мы сейчас говорим о патриотизме, а значит должны ориентироваться на всю страну.
Конечно, полноценной церковной жизнью из этих 80%, живут очень и очень не многие. Но раз эти люди отождествляют себя с Православием, значит преемственность поколений сохранилась, и христианские нравственные ценности в разной степени являются духовным ориентиром для большинства наших соотечественников, духовной реальностью большинства россиян.
А значит, само понятие патриотизма для большинства наших сограждан есть духовное переживание, основывающееся на православных ценностях. И упрочение этого чувства, его формирование у молодых поколений без Церкви и вне Церкви едва ли возможно.

IV
Как это делать, с чего же начинать? Как это ни покажется странным, но воспитание патриотического чувства начинается с привития человеку нравственности и моральной чистоты.
Кто такой патриот? Давайте по порядку:
• во-первых, это человек, который любит свою страну, свой народ, не смотря ни на что;
• во-вторых, это человек, который готов к самопожертвованию ради своей страны и ее народа, не смотря ни на что;
• в-третьих, это человек, который верит в свою страну, в свой народ, не смотря ни на что;
• и вместе с тем, это человек, который следует нормам добра и нравственности.
Действительно, Последнее положение может вызвать вполне логичный вопрос: какое отношение имеет нравственный и моральный кодекс к патриотизму? Но именно этот пункт является ключом к пониманию и воплощению в жизнь предшествующих определений. Ведь самое главное в патриотизме – самопожертвование, а кто способен жертвовать собой? Только человек нравственный, человек, имеющий свод высоких жизненных ценностей и идеалов. Невозможно самопожертвование без этого наполнения. Человек безнравственный не может быть патриотом, он не способен к героизму во имя Родины.
Именно поэтому Церковь настаивает на введении в школьную программу культурологического (а не религиозного) курса «Основы православной культуры». Поэтому Церковь призывает государство защитить своих граждан от духовного произвола и пропаганды безнравственности на телевидении и в современном кинематографе.
Поэтому Церковь утверждает, что духовное здоровье нации, ее духовный стержень является той единственной силой, которая делает возможным возрождение России подобно птице феникс из пепла государственной разрухи и экономического хаоса.


Об авторе: диакон Антоний Полоник, студент 4 курса Хабаровской духовной семинарии.

Доклад на научно-практической конференции «65 лет Великой Победы: уроки прошлого и взгляд в будущее». ДВАГС, 23 апреля 2010 года.






Общество