Хабаровск православный Журнал Монастырь – это стержень православной жизни

Монастырь – это стержень православной жизни

Иеромонах Антоний (Жуков)

24.03.2008

Монастырь – стержень православной жизни, хранитель всех церковных уставов, канонов, преданий. «Если бы знали, какие скорби ждут монахов, никто никогда не пошел бы в монастырь. Но если бы знали, какие радости ждут монахов в Царствии Небесном, все, не задумываясь, приняли бы постриг» (прп. Иоанн Лествичник). Сто лет назад в семье было естественным слушаться старших. Сейчас понятие «послушание» совершенно утрачено. То, что сегодня делают в монастыре, для современного человека – подвиг. Преподобному Пахомию Великому было откровение, что монахи последних времен будут как миряне, но если они перетерпят это, то будут равны древним подвижникам. На Камчатке, в Петропавловске-Камчатском, уже несколько лет действует мужской монастырь. Мы побеседовали с настоятелем обители иеромонахом Антонием (Жуковым).

— Отец Антоний, расскажите, как появился монастырь в городе и на таком хорошем месте?

— Мне думается, что все в нашей жизни совершается по промыслу Божию. Господь хранил эту землю для монастыря. Исторически существует связь времен. До революции эта земля принадлежала Церкви. Здесь на окраине города стояла часовня в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В 1932 году часовню передали в ведение радиоцентра, который был создан для связи с морскими судами. Ушло время, радиоцентр переведен в другое место, и в 2002 году встал вопрос о передачи этой земли монастырю. Процесс передачи был долгим, проходил с искушениями и со скорбями, но по воле Божией землю передали.

Отведенная для монастыря земля располагается в центре города, на ней можно разместить не только храм, но и целый монастырский комплекс. Проект всего комплекса и часовни на территории монастыря довел до конца Старицын Игорь Павлович, который трудился над проектом во славу Божию, безвозмездно. Как всегда, на строительстве не хватает квалифицированных специалистов, и все делается монахами методом проб и ошибок. Если монаха благословили исполнять какое-либо дело, то на это есть воля Божия, и он будет с усердием это делать. Насельники монастыря изучают литературу, интересуются каким способом исполнить послушание качественно и хорошо. Постепенно приходит опыт и начинается строительство. Хотя это делается не так быстро, и трудно, и тяжело, но совсем этим приходит понимание, что трудится братия для Господа. Господь, видимо, не дает быстро построить внешние стены монастыря для того, чтобы со строительством стен, строилась внутренняя жизнь, чтобы человек укреплялся духом. Иногда приходят люди, желающие помочь, но, к сожалению, они тоже не имеют строительных специальностей. За три года на территории монастыря возведен храм. Храм имеет форму креста, если смотреть на него сверху. Сегодня в Храме регулярно проводятся Богослужения. Монастырское строительство ведется неспешно, потому что оно делается на пожертвования. Но, несмотря на все сложности, у строителей большие планы. Со временем на территории монастыря будут возведены часовня, святые врата, братский и паломнический корпуса, хозяйственные постройки: кузница, гараж и иконописная мастерская.

— Отец Антоний, расскажите о назначении монастырских построек.

— Святые врата будут возведены у входа в монастырь, чтобы человек, переступая границу монастыря, чувствовал, что он попал в иной мир, чтобы он мог ощутить, что ему следует оставить все земные попечения и заботы, и всецело обратиться к Богу и молитве.
Братский корпус необходим, чтобы братия могла жить уединенно. Сейчас, чтобы побыть в уединении, приходится монахам уходить в лесочек, который сохранился рядом с местом, где будет возводиться часовня. А иногда для уединенной жизни – уезжать в скит за городом, чтобы особенно собраться с мыслями и привести в порядок свою внутреннюю жизнь. Братский корпус будет рассчитан на 15 человек. Со временем он наполниться монастырской братией, а об этом нужно подумать заранее.
Паломнический корпус для тех людей, которые собираются пожить в монастыре не один день, может неделю – другую, трудиться и вложить свои силы не благо монастыря. Ведь о тех, кто трудился в монастырях, монахи потом молятся все время, пока существует на Земле монастырь.
Кузница всегда нужна в монастыре, тем более, что уже есть хороший кузнец, который может передать свой опыт, свое редкое мастерство ученикам, потрудиться во славу Господа. Он уже сделал монастырю большой крест, который поставлен рядом с будущей часовней. Возможно, со временем будет и иконописная мастерская, если найдутся мастера, которые будут писать иконы.
И самое главное – на территории будет возведена часовня. Она будет носить прежнее название мучениц Веры, Надежды, Любви и матери из Софии. Посвящена она всем, кто погиб в море. Люди могут придти в часовню, поставить свечу за родственника, погибшего в море. Храм и часовня будет местом сугубого поминовения и сугубой молитвы за погибших.

— Расскажите, как собиралась братия монастыря?

Вот уже десять лет, как положено начало монашеской жизни. С приездом владыки Игнатия на камчатскую землю его молитвами, его стараниями монастыри были созданы. Ведь монастырь – это стержень православной жизни, хранитель всех церковных, уставов, канонов, преданий.
Так получилось, что в женский монастырь все насельницы пришли в зрелом возрасте, и это ядро сохранилось до сих пор, вокруг него и сложился женский монастырь. Мужской монастырь начинался с насельников монашеской общинки, которая располагалась в частном домике в Сероглазке. В мужской монастырь приходили люди молодые, энергичные, они решались вступить на путь монашеской жизни, попробовать себя. Четкого представления о том, что это за путь, конечно же, ни у кого не было, а чтобы узнать, что такое монашество, это нужно обязательно попробовать, из книг этого не поймешь.
Владыка первоначально сам вел всех по этому пути. Дал очень простой устав. Это просто был устав жизни христианина, по таким правилам должен жить обыкновенный православный человек. Тем не менее, всегда требовалось зоркое око владыки, чтобы следить за выполнением уставных правил. Потому, что там, где жизнь людей проходит по послушанию, по воле Божией, враг рода человеческого особенно старается разладить такую жизнь, разъединить и рассорить людей. И единственно, на чем они могут объединиться – это на послушании и единоначалии. И такое послушание владыка старался привить с первых дней всем насельникам монашеской общины. Монашеская жизнь заключается не только в уединении и молитвенной обстановке, но еще и в тяжелой, напряженной борьбе со своими страстями, с самим собой. Человек должен учиться быть собранным, сдержанным, каждый шаг своей жизни должен совершать осознанно. И поэтому многие покидают общину через полгода, некоторые — и через год. Но постепенно монастырь крепнет, растет, силиться. Сейчас в монастыре пять иеромонахов, один из них - иеросхимонах, это высший монашеский, чин и один послушник. Так братия и живет, соблюдая молитву, трудясь и ведя борьбу со всевозможными искушениями, приходящими из внешнего мира и возникающими внутри духовной жизни насельников.

— Какие трудности возникают в монастырской жизни братии?

— В монашеской жизни труднее переносится духовное одиночество, монахи испытывают большие скорби, когда нет опытного наставника. Без руководителя по этому пути идти невозможно. По милости Божией нашей братии помогает Владыка, он постоянно приезжает, беседует, отвечает на наши наболевшие вопросы, которые постоянно возникают в духовной жизни любого монаха. А когда монах взойдет на несколько ступеней монашеской жизни, то враг рода человеческого может искушать монаха всякими страхованиями и обольщеньями, и искушениями, приходящими от мира через людей. Духовный наставник учит нас, как поступать в том или ином случае, и как вести духовную брань.
А что касается бытовых трудностей, неустроенности, то на это мы смотрим даже как на благо. Претерпевая такие трудности, монах только становиться крепче и духовно сильнее. Как говорит апостол Павел: «Аще ветхий человек тлеет, новый — обновляется».
Все бытовые трудности стараемся переносить с благодарностью Богу, и с терпением, понимая, что если бы нам было полезно, то нам был бы дан рай земной, все бы устроилось благополучно.
Человек так устроен, что духовно тогда только совершенствуется, когда преодолевает в себе лень, и все свои страсти, и вредные наклонности к самоугождению.
Мы всегда напоминаем себе, что, и отцы наши на своих плечах носили воду, рубили дрова, топили печи. И те монастыри, которые возведены монахами, имеют особую духовную силу. Поэтому мы с благодарностью ко Господу переносим все неудобства и все трудности монашеской жизни.

Беседовала Нина Доронина (газета «Наша Камчатка»).

Источник: «Православие на Камчатке»


Общество