Хабаровск православный Журнал Между добром и злом 2

Между добром и злом 2

12.09.2011

Вся наша жизнь – выбор между добром и злом. Хотим мы этого или нет. Делая его, мы осуществляем свою свободу.

Плохо, если творческий человек пытается отодвинуть в сторону свою совесть. Хотя бы на время, для карьеры, например. В связи с этим показательна провальная премьера нового фильма Никиты Михалкова. Всё вроде на высоте. Премьер В. Путин посетил съёмки. Все актёры знаменитые. Пиротехники не хуже, чем в Голливуде. Но отгремели взрывы, пошли титры, и становится жалко талантливого человека. Привкус вранья – его не спрячешь за киноэффектами.

Беречь надо душу! Она главный творческий инструмент. А краски, скрипка, кинокамера – только фиксируют движения души. И наврать достаточно убедительно ещё никому не удавалось. Продолжаем разговор о творческом созидании души. Наш собеседник иеромонах Никанор (Лепешев).

- Отец Никанор, Вы любите путешествовать. Теперь вот, во второй раз, в Англию собрались. Что Вас тянет в дорогу?

- Путешествовать любил с детства. Любил читать книги про путешествия и открытия. Но со временем, когда пришёл к вере, путешествия приобрели характер паломничества. Паломник, он же пилигрим, не просто идёт в новые места за новыми впечатлениями. Путешествуя по земле, он идёт к Небу. Он надеется на получение духовного урока, ищёт внутренней встречи, способной изменить душу. Но происходит эта встреча не всегда и не со всеми. Ведь Бог Сам решает кому, когда, где и как открыться. Помню, в Иерусалиме, у Гроба Господня, одна очень восторженная старушка, которая в паломническом автобусе постоянно ахала и всплескивала руками от избытка эмоций, вдруг сказала растерянно: « - Как же это? Вокруг такие святыни, а я ничего не чувствую! Почему?» И это для всех для нас стало уроком. Оказывается, и от святынь можно уйти внутренне пустым, если ищешь от них восторгов и иных острых ощущений. Такое случается, когда духовная жизнь подменяется душевной.

- А в чём разница?

- Душевность - это горизонталь. Это наши земные, человеческие чувства. Среди них бывают весьма сильные и возвышенные, но они всё равно остаются земными и человеческими, т.е. горизонтальными. Духовность – вертикаль, соприкосновение с тем, что выходит за рамки нашего земного бытия. Но вертикаль уходит и в Небо, и вниз, в преисподнюю. Поэтому духовность может быть с разными «полюсами». В душевности самой по себе ничего плохого нет. Плохо, если игра чувств подменяет духовность. Это почти так же опасно, как выбрать не тот «полюс» духовности.

- Подмены почти неизбежны, - вздыхаю я, вспоминая свой горький опыт, - попробуйте в молодости отличить влюблённость от настоящей любви. Мой близкий родственник утверждал, что не любит свою жену: « - Уважаю, но не люблю!». Но она умерла. Он затосковал, почернел и тоже умер через несколько месяцев. Значит, и сердце может обманывать?

- «Наше сердце загрязнено страстями. Как неочищенным сердцем ты собираешься распознать истину?» - сказал однажды мой духовный отец иеромонах Иоанн. Этими словами он уберёг меня тогда от серьёзной опасности. Не очищенное от страстей сердце может завести в погибель. Работать надо над ним, воспитывать.

- Скажите, о. Никанор, а в Ваших поездках были действительно потрясшие душу встречи?

- Были, и не мало. Например, когда увидел ночные просторы Иудейской пустыни, освещённые огромной луной, понял, почему именно здесь сохранилась вера в Единого Бога среди моря язычества. Сама природа Святой Земли ясно говорит о Творце и Его величии.

- А почему Вас привлекают для паломничества не только Израиль и Греция, но и Англия, Ирландия, страны далеко не православные?

- До середины одиннадцатого века Великобритания была православной, как и все прочие страны Западной Европы. В 1054 г. католичество отпало от православия. Главной причиной стало учение о том, что римский папа – наместник Христа на земле. Он, его воля были поставлены выше соборов. Он один мог судить всех, а его никто. И Рим захотел подчинить себе все остальные Поместные Церкви на Востоке и на Западе: Константинопольскую, Александрийскую, Антиохийскую, Иерусалимскую, Галльскую и другие. Потом католики придумывали всё новые и новые догматы, увеличивая свой разрыв с православием. В 1066 г. норманны-католики завоевали Англию, покорив её папе. Веком позже Ирландию. Так эти страны из православных стали католическими. А в начале шестнадцатого века король-многожёнец Генрих VIII порвал с Римом, чтобы не спрашивать разрешения у папы на новые браки, и самого себя объявил главой англиканской церкви. В итоге Англия стала протестантской. И начались события, сравнимые с теми, что происходили в нашей стране после революции 1917 г. Сначала протестанты, подобно большевикам, зверствовали, убивали, крушили древние храмы, уничтожали святыни. Потом у католиков появилась возможность отомстить кровью за кровь… Поскольку Ирландия была захвачена Англией, там тоже началось насаждение англиканства. Страна разделилась по религиозному признаку на католиков и протестантов. Но православие вернулось. Оно вновь пришло на Британские острова с русской и греческой диаспорами.

Между добром и злом 2<br />

- О. Никанор, но ведь Англия никогда не была другом России?

- Отношения начали портиться, когда Англия и Россия стали империями. Двум китам показалось тесновато в одном море. Но меня политика мало интересует. Всегда любил и люблю британскую культуру: и английскую, и шотландскую, и валлийскую. Легенды о рыцарях Круглого Стола, Чаше Грааля, тайны Стоунхенджа и озера Лох Несс. А Робин Гуд, Шерлок Холмс, герои Стивенсона и Агаты Кристи! А книги Толкина, Льюиса, Честертона! К тому же, Англия – страна классики рок-музыки. Я до поездки верил рассказам о чопорности и прижимистости англичан: ходят в гости со своим ужином, а если поедят хозяйского, то могут утром получить счёт. Ничего подобного не видел. Было полное ощущение, что я дома. Только на пятнадцатый день пребывания в Англии, добравшись до Лондона, осознал, где нахожусь, когда автобус сделал поворот и из-за угла неожиданно выплыл Биг Бен. «Да, всё таки это Англия», - подумал я тогда. А в Ирландии так и не ощутил себя находящимся за границей. Очевидно, духовная близость важнее языковой разницы.

- Православных в Англии и Ирландии пока не так уж много. Как относилась к Вам основная часть встреченных англичан и ирландцев?

Хорошо относились. Поскольку ходил я в подряснике, меня нередко принимали то за муллу, то за раввина, и здоровались то «салям», то «шалом». Один находчивый водитель автобуса сказал, прощаясь: «Гуд бай, ребе или отче». Как-то проезжавшие мимо мальчишки-велосипедисты приняли меня за профессора Дамблдора из «Гарри Поттера». Чтобы порадовать их, я крикнул им вслед одно из заклинаний из этой сказки. Они так и уехали за угол с открытыми ртами.

- А какие ещё привычные представления об Англии изменились для Вас?

- Считается, что Англия – страна туманов. Но сейчас они практически исчезли, после того, как англичане отказались от печного отопления. Большей частью это был конденсат. Исчезли знаменитые английские полисмены в высоких шлемах. За месяц не видел ни одного. Теперь там повсюду установлены видеокамеры, и стражи порядка просто сидят в своих полицейских участках и мониторят. Случись что – выезжают. Зато сохранились знаменитые двухэтажные автобусы и красные телефонные будки. И всё-таки страна меняется необратимо. Едешь вечером по Лондону в автобусе – европейских лиц почти нет. Сейчас ещё можно увидеть фрагменты старой доброй Англии, но лет через двадцать это уже будет совсем другая страна. Идёт очередное Великое переселение народов. Роман Елены Чудиновой «Мечеть Парижской Богоматери» может стать реальностью.

- Мы часто говорим о растлевающем влиянии современной массовой западной культуры на наш народ. А есть ли, по-Вашему, что-то, чему мы можем поучиться у тех же англичан?

- В Англии, в графстве Эссекс, находится православный монастырь, основанный некогда старцем Софронием (Сахаровым), учеником святого Силуана Афонского. Подвизаются в нём монахи – в основном, выходцы из стран Западной Европы, в том числе англичане. Там я допустил оплошность: забыл во время трапезы отключить мобильный телефон. Настоятель перед её началом благословляет пищу, а мой телефон решил своим писком вмешаться в молитву. В любом российском монастыре такая бестактность имела бы серьёзные последствия. Могли бы и удалить из трапезной. Обошлось. Когда обед закончился, я подошёл извиниться, ожидая упрёка. Но его не последовало, даже в мягкой форме. Настоятель не просто улыбнулся, он просиял от сердца и шуткой покрыл мою неловкость. Такое вот любовное и бережное отношение к другому. У нас почему-то принято считать, что люди на западе носят только маски вежливости. Зато мы искренние: нахамим, так от всего сердца, и поэтому у нас нет второго дна. А может, просто культуры маловато? Удивительно, идёшь по Лондону, встретишься случайно с кем-нибудь глазами, с тобой обязательно поздороваются. Так прежде было у нас в деревнях. Что в этой вежливости и предупредительности плохого?

- О. Никанор, расскажите немного про Ирландию. Про Грецию, Синай, Израиль поговорить нам сегодня не удастся. Служба скоро.

- Интерес к Ирландии возник из любви к народной ирландской музыке, к легендам и эпосу этой страны. Ещё в Ирландию меня вела любовь к древним ирландским святым, особенно к равноапостольному Патрику и преподобному Брендану Мореплавателю. Святой Патрик был захвачен ирландскими пиратами и продан в рабство. Став пастухом, он долгие годы пас хозяйских овец на изумрудных полях Ирландии под бескрайним небом. И молился. Там открылся Патрику Бог. Потом он бежал с острова. Но вскоре почувствовал призвание вернуться и начать проповедовать там христианство. Святой один обратил почти весь остров ко Христу. Произошло это удивительно быстро и мирно. С тех пор равноапостольный Патрик стал национальным героем и символом Ирландии.

Между добром и злом 2<br />

Святой Брендан Мореплаватель основал плавучий монастырь. Подобно тому, как египетские монахи уходили в пустыню, святой Брендан со своими сподвижниками ушёл в океан. Их корабль обошёл всю северную Атлантику. Есть сведения, что он задолго до Колумба побывал в Америке. Путешествие преподобного Брендана может показаться бесцельным странствием. Это не так. Плавание его было духовным подвигом. Как не вспомнить здесь нашего Фёдора Конюхова, который начинал как спортсмен, а стал священником. Отзывчивость Бога на молитву в безвыходных ситуациях не только сделала Конюхова верующим человеком, но и постепенно привела к мысли о принятии священного сана.

- А как быть с теми, кто обижается на Бога за какие-то неисполненные молитвы? Такое ведь тоже случается.
- Мы не всегда просим то, что нам на самом деле нужно и полезно, и Господу здесь видней. К сожалению, у людей нередко возникает потребительское отношение к Богу. Есть об этом «бородатый» анекдот. Помните? Едет «крутой» в своём джипе. Смотрит, у храма выставлена кружка для пожертвований. Бросил туда крупную купюру. Проехал несколько метров – бабах! – провалился одним колесом в открытый люк. Видит, у кружки остановился ещё один джип. « - Эй, братан, - кричит пострадавший, - не бросай! Эта кружка не работает!» Потребительство в духовной жизни может выглядеть по-разному. Чаще всего – как в пословице: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». Бывает, что человек накупит свечей и просит: «Бог, помоги, заступись, обеспечь, дай!» Очень всё просто, как в супермаркете. Как будто можно Господа сделать своим должником или обязать к чему-то. Причём если такой человек получает просимое, то тут же забывает о Боге. В подобных случаях эгоизм ставит стенку между человеком и Христом, и встречи не происходит.

- О. Никанор, давайте вернёмся к Вашим ирландским впечатлениям. Что ещё интересного Вы могли бы рассказать?

- Вы знаете, русские и ирландцы очень похожи. Темпераментом, чертами национального характера. Даже дурными привычками: например, и русские, и ирландцы не очень пунктуальны, и те, и другие бывают неравнодушны к алкоголю. Может, потому что Ирландия – сельскохозяйственная страна, как и Россия в недавнем прошлом. Но есть нам и чему поучиться у ирландцев. Так, сейчас в России много праздных людей. Зато в Ирландии в рабочее время человека без дела не увидишь. Культура труда высокая. Делая грязную работу, одеты в чистое и не пачкаются. Смотришь на ухоженный скот, на крепкие деревенские дома, на сельские улицы, каких и в самых престижных районах наших городов не найдёшь, и думаешь: почему мы так не живём? Впрочем, Ирландия тоже пережила несколько веков упадка. Это был период английского владычества. Освободившись, ирландцы первым делом начали поднимать национальную культуру, возродили свои язык, песни, танцы, музыкальные инструменты. В Ирландии это стало основой государственной политики. Нечто похожее произошло в Израиле после его воссоздания: практически с нуля был возрождён язык иврит.

- А что стало с арамейским языком, на котором говорил Иисус Христос со Своими учениками?

- На всём белом свете осталась только одна сирийская деревня Маалула, где говорят на арамейском. А вообще-то этот язык евреи принесли из вавилонского плена. Арамейский стал разговорным, но иврит оставался языком Библии и богослужения.

- Возможно, и Россию ждёт возрождение, как Вы думаете, о. Никанор? Представляете, молодёжь вдруг наденет русские костюмы и запоёт русские песни, дети будут знать русские сказки и играть в русские игры, русский танец перестанет быть аттракционом для иностранцев. Русский язык, обыкновенный русский язык очистится от жаргона и станет прозрачным и чистым. Сквозь него будут ясно видны движения русской души.

- Очень хочется на это надеяться. К слову, о прозрачности. Искусство – окно. Сквозь него видно не только душу автора, но и то, с чем она соприкасается, куда смотрит: в небо, в подвал, на двор или в соседнюю комнату. На дворе уже не так много интересного, в соседней комнате – ещё меньше. Взгляд в подвал может быть опасным: «если долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть в тебя». Потому самый нужный и важный взгляд – в Небо.

Прощаясь с о. Никанором, хочу пожелать ему от своего и вашего имени удачной паломнической поездки на бывший туманный Альбион.

Первую часть интервью можно посмотреть здесь Ссылка


Новости