Гарлем по-Хабаровски
Иерей Олег Селезнев24.09.2013
С тем, что Хабаровск один из самых благоустроенных городов России согласятся многие из нас. Региональные и муниципальные власти делают многое, чтобы мы гордились своим городом, и их усилия не остаются незамеченными: открываются новые больницы и школы, реставрируются парки и скверы, не остается без внимания духовная и культурная жизнь горожан, а также реализуются различные социальные программы и молодежные проекты. За последние 20 лет Хабаровск из серого, ничем не примечательного советского административно-территориального центра преобразился в настоящую столицу Дальнего Востока.
В то же время существует и другая сторона жизни нашего города, о которой не принято говорить вслух с высоких трибун и в СМИ. На фоне экономического роста, массового жилищного строительства, модных бутиков и прочего великолепия мы не замечаем жизнь городских окраин и людей, живущих там. Когда впервые попадаешь в такие места, то сразу вспоминаешь романы Виктора Гюго и Ф. М. Достоевского. И если в Нью-Йорке таким местом является Гарлем, в Москве – Люберцы, то у нас это Пятая площадка. Когда-то это был рабочий район с многочисленными промышленными предприятиями, но в 90-е годы в силу разных причин многие из них закрылись. В условиях экономических потрясений многие люди, проживающие здесь, остались без работы и средств к существованию. Отчаяние и безнадежность привели к тому, что в районе стали процветать наркомания, алкоголизм и проституция. На долгие годы микрорайон Пятая площадка стал объектом пристального внимания правоохранительных органов.
И хотя сегодня здесь можно спокойно передвигаться в дневное время, не опасаясь стать жертвой грабежа или разбоя, о том, что ситуация нормализовалась, говорить рано. В этом я убедился с первого дня своего служения в качестве священника храма Покрова Пресвятой Богородицы. Общаясь с прихожанами, интересуясь их бытом, я начал понимать значение храма в жизни каждого из них. Несмотря на многочисленные трудности, люди, пришедшие в храм Царицы Небесной, видят другой мир, наполненный любовью к Господу и друг другу, где никто никого не гонит, всегда выслушают, если голоден, накормят и обогреют, независимо от твоего вероисповедания, политической ориентации и жизненных взглядов. Клирики и активные миряне, видя и сознавая сложившиеся реалии, по-своему пытаются помочь отчаявшимся людям, вознося молитвы к Спасителю и Божией Матери. Но помощь не только ограничивается молитвой, на приходе сложилась крепкая община, члены которой по своей инициативе несут тяготы друг друга, поднимая на ноги людей от которых отвернулись врачи. В этих условиях церковное служение приобретает огромное социальное значение. К сожалению, мы ограничены в людских и материальных ресурсах, чтобы выйти за рамки прихода и нести Слово Божие каждому, будь то наркоман, отбирающий пенсию у своих престарелых родителей, девушка, торгующая собой, чтобы накормить ребенка или подросток, идущий на совершение преступления тем самым пытающийся заработать авторитет у старших товарищей. Сегодня вошло в моду обвинять в сложившейся ситуации кого угодно, но при этом ничего не делать, чтобы что-то изменить. Мы стали равнодушны друг к другу, но все в наших руках, Бог благословляет тех, кто приходит на помощь бедным.